Расследованию авиационных катастроф вредят поспешные оценки дилетантов
Как только стало известно о трагедии пассажирского самолета в Китае, почти все российские информационные агентства, телевизионные каналы, а также радиопрогоаммы с редким единодушием, как по команде, объявили о взрыве, случившемся на борту Ту-154 во время полета, который послужил причиной авиационной катастрофы. На второй день некоторые столичные газеты вынесли "взрыв в небе" на свои полосы аршинными заголовками. Правда, не уточнялось, в какой части громыхнуло, ни слова о том, по какой причине это случилось. Об этом никто не знает и знать не может, ибо прошло слишком мало времени (расследование требует порой месяцев). Но почему-то все дружно порешили, что он произошел именно в воздухе.
Из публикаций в прессе следует, что корень китайской трагедии в безнадежно устаревшей российской технике. В подтверждение приводится целый список катастроф с российскими судами за последние десять лет, два из которых случились в Китае. В 1989 году потерпел крушение Ан-24 в Шанхае, во время которого погибли 34 человека. В 1994 году разбился Ту-154 авиакомпании "Сибэй" со 160 пассажирами на борту. Как показало расследование, виной стали ошибочные действия технического персонала и экипажа судна. (Следует добавить, что в Китае случались катастрофы и с иностранными судами, только в девяностых годах тут потерпели крушение три "Боинга-737").
На внутренних линиях Поднебесной до сих пор летают самолеты Як-42 и Ан-24, эксплуатационный ресурс которых либо давно истек, либо близок к концу. И это проблема самого Китая, а не российских производителей. В авиакомпаниях великого восточного соседа использовались раньше несколько десятков машин АНТК им. Туполева (производство самарского авиаииеннвсо завода "Авиакор"). Всего их выпушено более полутора тысяч единиц. По отзывам сотрудников КБ, еще ни разу с машинами этой модели не случались взрывы в воздухе по вине самой техники. Хотя это не столь уж редкое явление. Несколько месяцев назад в результате задымления в двигателях упал в воду недалеко от канадских берегов и разбился швейцарский лайнер МД-11. В небе над Атлантикой из-за взрыва топливного бака в прошлом году потерпел крушение американский самолет. К чести хозяев, они установили истинную причину трагедии и обнародовали результаты расследования, опровергнув первоначальный тезис о террористическом акте.
Подобного подхода не хватает отечественным расследователям, что дает возможность дилетантам выдвигать самые нелепые версии, подрывая и без того невысокий рейтинг российских производителей авиатехники. В отличие от наших журналистов китайские специалисты более осторожны в высказываниях и оценках случившегося. Последняя информация свидетельствует, что взрыв действительно имел место, но, скорее всего, через несколько секунд после падения самолета на поле, что естественно.
- Эта версия сейчас рассматривается как наиболее вероятная, - подтвердил начальник управления по надзору ФАС РФ Александр Нерадько. - Проблема столкновения исправных судов в управляемом полете с землей - довольно частое явление.
На месте катастрофы работает комиссия Главного управления гражданской авиации Китая, для участия в которой приглашены и российские специалисты. Как стало известно, вчера в Пекин вылетели два сотрудника АНТК им. Туполева и три специалиста-расследователя МАК (Межгосударственный авиационный комитет). Известно, что три года назад погибший самолет прошел плановый ремонт на Внуковском авиаремонтном заводе, включая все двигатели, и никаких опасений у китайских товарищей не вызывал. Речевые самописцы, как передали представители китайской авиакомпании, пока еше не найдены.