На днях Европейский парламент одобрил предложение Европейской комиссии по запрету полетов над Европой лайнеров, не отвечающих принятым Евросоюзом нормам шума. На созываемом 29 марта в Брюсселе заседании Совета министров ЕС на уровне министров транспорта ожидается принятие Евросоюзом окончательного решения о запрете полетов таких авиалайнеров над территорией Европы - начиная с 1 апреля 2002 года.
Если Евросоюз пойдет на такой шаг, это поставит под угрозу экономические интересы США. В частности, интересы американских самолетостроительных компании и, в первую очередь, - корпорации Boeing, которая наиболее активно сбывает на европейском рынке самолеты предыдущих поколений, оснащенные ограничителями шума системы "хат-кит".
Хотя подержанные лайнеры с подобными устройствами соответствуют нормам шума, которые к 2002 году предполагает установить Международная организация гражданской авиации (ИКАО), европейские эксперты все равно считают такие самолеты слишком шумными. Под запрет попадут практически все лайнеры типа Boeing-727, Boeing- 737-200 и DC-9 компании McDonnell-Duglas, слившейся с Boeing в 1996 году. А также до сих пор находящиеся в активной эксплуатации Boeing-707 и DC-8.
Большинство американских лайнеров с ограничителями шума системы "хаш- кит" не эксплуатируются на трансатлантических маршрутах. Так что решение европейцев не должно причинить прямого ущерба авиакомпаниям США. Правда, за исключением тех, которые работают на рынке грузовых почтовых перевозок и имеют в своем парке немало самолетов класса Boeing-727 - например, Federal Express и UPS.
Помимо нескольких американских фирм, выпускающих и монтирующих системы "хащ-кит" на старых самолетах, главной жертвой директивного решения Евросоюза станет американская компания Pratt and Whitney. По оценкам специалистов, выпускаемые ею авиационные двигатели типа "Джей-ти-8-ди" установлены практически на всех самолетах старых модификаций.
В настоящее время в мире эксплуатируется около 1.400 самолетов с двигателями "Джей-ти-8-ди", оснащенных, ограничителями шума. То есть для почти 3.000 двигателей этого типа регулярно требуются запчасти, от поставок которых Pratt and Whitney получает более поло-вины своих доходов.
Американское министерство торговли уже заявило, что принимаемое Евросоюзом решение в области ограничения авиационных шумов грозит Соединенным Штатам потерей более 1 миллиарда долларов. И пригрозило принять ответные меры.
Что касается европейского самолетостроительного концерна Airbus Industrie, пришедшего на рынок позднее своих американских конкурентов, то у него никаких проблем с "шумными самолетами" нет. Поскольку все лайнеры производства Airbus Industrie оборудованы двигателями, полностью отвечающими европейским требованиям.
Зато большие проблемы ждут российских самолетопроизводителей и, как следствие, российские авиакомпании. Европейцы уже давно грозятся не пускать в свое воздушное пространство наши лайнеры типа "Ту", из которых как раз и состоят авиапарки большинства российских авиаперевозчиков. И если европейцы будут непреклонны, то никакие ограничители шума не помогут. Так что крупным авиакомпаниям придется проводить кардинальную замену авиа-парков. А мелкие и бедные российские авиаперевозчики могут оказаться в положении, когда им просто не на чем будет летать в Европу.