26 января с.г. на заседании коллегии Федеральной авиационной службы (ФАС) России ее директор г-н Г. Зайцев сделал доклад об итогах работы ГА в 1998 году и планах на 1999 год.
Всего ГА России в 1998 г. перевезла 22,379 млн. человек, в том числе 13,841 - на внутренних рейсах. При этом, снижение объемов перевозок на международных рейсах составило 6,4%, а на внутренних рейсах - 13,4%. Занятость пассажирских кресел составила 58,7% (в 1997 г. - 61,7%). В 1998 году в России работало 300 эксплуатантов, 639 аэропортов, 32 предприятия по ИВП и УВД, 13 ремзаводов, 4 НИИ. В них было занято более 240 тыс. работников.
По итогам первых семи месяцев ситуация выглядела оптимистичной, но за последние 4 месяца 1998 года объемы перевозок упали в среднем на 30%. В целом за год падение объемов пассажирских перевозок составило 9,7% (5,6% - на международных линиях, 13% - на внутренних), а грузовых - 23,9%.
Общая сумма убытков компаний - 1,68 млрд. рублей, в бюджет уплачено более 1,53 млрд. рублей. В условиях высокой инфляции (87,7%) темпы роста внутренних тарифов (в рублях) составили всего лишь 6,9%.
В результате, платежи авиакомпаний за авиа ГСМ, аэронавигационные и аэропортовые услуги стали задерживаться, а их отношения с аэропортами и ТЗК обострились вплоть до задержания самолетов. При сохранении имеющейся тенденции убытки ГА за 1999 год могут составить 1,2 млрд. рублей.
Усложняется положение аэропортов Крайнего Севера, где авиация - единственный вид сообщения. В 1998 году количество аэропортов здесь сократилось еще на 12 и составило 245, против 575 в 1993 году.
Аэронавигационные сборы сохранились на уровне 1997 года, аэропортовые сборы выросли в среднем на 5-8%. Авиатопливо подорожало на 10%. Доходы системы ОВД составили 2457 млн. рублей, в том числе от аэронавигационного обслуживания иностранных авиакомпаний - 1,42 млрд. руб. (164,5 млн. долларов), прибыль - 120,6 млн. рублей.
В 1998 году на воздушном транспорте России произошло 33 авиационных происшествия, в том числе 9 катастроф, в которых погибло 37 человек. По этим показателям - самый благоприятный год с начала десятилетия.
Снизился уровень безопасности полетов при организации воздушного движения. Существенно (с 9% в 1997 году до 22% в 1998 г.) выросла доля авиационных происшествий из-за отказов авиатехники в полете. Не изжиты случаи перегрузки воздушных судов, нарушений метеоминимумов. И хотя не совершено серьезных преступлений (захваты, угоны, диверсии и пр.), выросло количество актов незаконного вмешательства в деятельность ГА (со 148 в 1992 году до 568 в 1998 году). Службами авиационной безопасности в ходе предполетного осмотра изъято свыше 15000 единиц оружия, 60 тысяч штук боеприпасов, более 60 кг взрывчатых веществ.
Завершается программа "Сирена-3", которая будет готова к вводу во 2-ом квартале1999 года. В течение 1998 года при участии рабочей группы ICAO и смежных государств созданы системы кроссполярных, трансполярных, транс-сибирских и трансазиатских маршрутов. В настоящее время около 100 российских авиакомпаний выполняют международные регулярные и чартерные рейсы в более чем 130 пунктов иностранных государств.
В течение 1998 года аннулировано 87 свидетельств эксплуатантов, вновь выдано - 37. К концу текущего года прогнозируется сокращение количества авиакомпаний до 230-240. За год полностью сертифицировано 7 аэропортов, комплексный сертификат - только у 12 аэропортов. Из 306 организаций по техобслуживанию и 13 ремзаводов ГА получили сертификаты 116 и 8 соответственно. Прошли сертификацию 15 служб (баз) ЭРТОС и 15 служб УВД предприятий ИВП и УВД.
70% парка эксплуатируется на продленных сверх заданных ТЗ ресурсах. Ежегодно списывается 300-400 воздушных судов (ВС). В 1992-1993 г.г. в авиа-компании поступили 143 самолета и 318 вертолетов, за последние три года - 28 ВС, в том числе в 1998 году - 4 самолета.
Количество ВС иностранного производства в ГА России выросло с 28 в 1997 году до 54 в 1998 году. Количество отечественных ВС нового поколения в ГА России также возросло, с 18 в 1997 году до 23 в 1998 году. В 1998 году было списано 339 самолетов и вертолетов различных типов, в том числе около 130 крупных грузовых и пассажирских ВС. По прогнозу ФАС, в 1999 году авиа-компаниям потребуется 33 новых са-молета (4 Ил-96-300, 10 Ту-204, 8 Ан-38, 4 Ту-154М, 7 Як-42Д) и 10 вертолетов.
Главная задача ФАС на 1999 год - стабилизация производственных показателей отрасли. Одно из направлений - снижение затрат адекватно складывающемуся объему перевозок. В 1999 году должны быть завершены формирование Госкооперации по ОВД и разработка федеральных авиационных правил.