Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Когда же их проводят на посадку


15 марта 1999 г. Владлен Максимов, "Новая Газета"


Махинации очень высоких персон в "Шереметьеве".

Санкт-Петербург, Ново-российск, Калининград - это не просто названия на карте России. Это те ворота, через которые наша страна сообщается с остальным миром. Туда - нефть, руда, лес... Обратно - продовольствие, техника и многое другое, что мы уже разучились или не умеем производить сами. Привратник у этих ворот контролирует многое... "Новая газета" уже не раз писала о кровавых войнах, разгорающихся за контроль над портами.

Международный аэропорт "Шереметьево" можно смело считать стратегическими воротами. Через них не везут нефть и металл. Но с советских времен и по настоящий день аэропорт остается основным местом, через которое въезжают и выезжают из нашей страны люди.

Люди простые идут через общую таможню и залы ожидания. Непростые пользуются услугами VlP-зала. VIР - это аббревиатура, которая с английского переводится как "очень важная персона". Очень важные персоны - это банкиры, политики, миллиардеры, олигархи и даже преступные авторитеты ~ все те, кто реально влияет на нашу с вами жизнь. В VIP они ждут свой рейс. Беседуют. Читают прессу, которую им предлагают. Такое ключевое место просто не может оставаться бесхозным, то есть государственным. Оно и не осталось им.

Сегодня аналитики, политики и журналисты часто говорят о том, что тот или иной олигарх контролирует ту или иную структуру или даже область экономики. Что на самом деле кроется за этим понятием чаще всего не совсем понятно. Технологию этого мы покажем на примере VIP-залов "Шереметьева".

Итак, в 1995 году аэропорт "Шереметьево" и фирма "Мега-техника" учреждают новую коммерческую структуру - "Би-Ай-Пи сервис". Перед ней стояла задача привести залы VIР аэропорта в божеский вид и в дальнейшем их эксплуатировать. Возглавила новую фирму Вера Павловна Скворцова, гендиректор "Мегатехники".

В июле 95-го "Би-Ай-Пи сервис" заключает договор о передаче залов VIP в долгосрочную аренду с Госкомимуществом, в ведении которого находится вся собственность аэропорта, и с самим "Шереметьевом". Увы, на этом процесс застопорился. Залы переданы так и не были. Следующие полтора года ушли на судебные тяжбы. Московский арбитражный суд то постановлял залы передать, то откладывал исполнение этого решения. Московская транспортная прокуратура пыталась опротестовать сам акт государственной регистрации "Би-Ай-Пи сервис". Процесс умело заморозили.

Именно на этом этапе под крышей "Шереметьева" появляется некий Александр Могучий. Молодой, лет тридцати пяти, бизнесмен. Белый костюм, мобильный телефон. Достоверно о нем известно лишь то, что он был одним из учредителей "Логоваза". От г-на Могучего веет уверенностью. Он готов помочь сдвинуть процесс с залами VIP с мертвой точки. Г-жа Скворцова, уставшая от бесконечных судебных тяжб, помощь принимает. Это было роковое решение.

Конечно, г-н Могучий не может помогать просто так. Необходимо, чтобы он вошел в долю. Это понятно. Тем более что, по словам самого Могучего, уже есть согласие двух других учредителей "Мегатехники" уступить свои доли. В мае 96-го на свет появляется новая редакция устава и учредительного договора, в которой Могучий уже равноправный совладелец фирмы. Скворцова, не подозревая никакого подвоха, ставит на них свою подпись. Чуть позже, так и не заняв никакой должности в "Мегатехнике", Александр Могучий изготовляет новую печать фирмы. Вроде бы все чисто. За исключением "небольших" формальностей - все изменения не были официально зарегистрированы. В компьютере Московской регистрационной палаты до сих пор значатся старые учредители. А значит, юридически все изменения недействительны.

Закрепившись таким образом на первоначальном плац-дарме, Александр Могучий, полностью оправдывая свою фамилию, продолжил агрессию. Спустя два месяца, в июле 96-го года, Могучий становится гендиректором "Мегатехники", сместив с этого поста Скворцову. Сама Вера Павловна впоследствии пыталась опротестовать это решение в прокуратуре. Но без особого успеха.

К сентябрю 96-го года, спустя всего полгода после первого появления, Александр Могучий становится значительной фигурой в "Шереметьеве". Уже являясь гендиректором "Мегатехники", он вдруг занимает должность заместителя директора по особо важным перевозкам аэропорта. Именно эта дирекция занимается залами VIP. Залы были обречены. Могучий попросту брал их в клещи как со стороны аэропорта, так и со стороны частного инвестора.

Между тем, крепко встав на ноги, г-н Могучий открыто указал Скворцовой на ее место в этой истории, предложив пересмотреть распределение долей собственности в "Би-Ай-Пи сервис" или вовсе убраться из аэропорта. Последней точкой стал открытый разговор между Могучим и Скворцовой, состоявшийся в офисе в отеле "Новотель", в котором он раскрыл карты.

У нас есть возможность привести основные моменты этого разговора - он был записан при помощи скрытой камеры одним из участников:

"Могучий: ...Ну так как мы с тобой будем разговаривать, зайка?.. Я просто исхожу вот из какой ситуации. Сейчас у нас есть возможность начать зарабатывать деньги. Почему ты этому мешаешь?.. Я прекрасно могу понимать, что тебе может что-то казаться, ты можешь чего-то не понимать. Ради Бога!

...Сформулируй, пожалуйста, свои условия, для тебя приемлемые, которые тебя устраивают, для того чтобы мы могли работать и запустить проект VIP.

Скворцова: Саш, меня устраивают те условия, которые мы обговорили с Мирославом. Ты же знаешь (Мирослав Мельник - партнер по бизнесу Могучего, в то время занимал должность управделами ОРТ. Имел отношение к размещению рекламы. - Авт.).

М.: 33%...

С.: 50 на 50!

М.: 50 на 50 мы уже похерили.

С.: Что значит похерили?..

М.: Уже были новые договоренности - 33-33-33%, если ты помнишь, да?

С.: Саш, дело в том, что вы себя так повели, что я имею право рассчитывать на то, что вы меня берете в компанию. Я к вам пришла с этим проектом, с этими делами. У меня тоже есть какие-то обязательства перед людьми. Пусть фирма не работает, но люди-то живы. Я не могу сказать, что я их не знаю и что я их забыла.

М.: Ну так ты сходи к ним... Поговори с ними. Вопросы-то с ними уже решены. Они ничего не могут. Я же тебе объяснял десять раз, как мы решили эту ситуацию. Мы эту ситуацию решили только через Березовского, который на сегодняшний день правит бал. Здесь.

С.: Я не думаю, что Березовскому нужны эти тридцать процентов, о которых ты говоришь.

М.: Хочешь, я тебе объясню, почему они ему нужны? Я тебе объясню. Потому что у Березовского есть полная возможность того, что он потеряет порт. Что порт будет выведен из федеральной собственности в муниципальную. Поэтому Березовский, естественно, хочет там защемить свою лапу. В первую очередь на VIP Березовский защемляет свою лапу.

С.: А я знаю, что Березовского VIP никогда не интересовали. Потому что есть "Аэрофлот". Его как представителя "Аэрофлота" и идейного отца этого "Аэрофлота" в первую очередь интересуют взлетно-посадочная полоса, стоянки самолетов. В основном стоянки самолетов.

М.: В основном... Борис Абрамович, понимаешь, он человек большого полета. А у Бориса Абрамовича существует команда, которая работает на каких-то процентах. И команде нужны какие-то возможности. И эта команда на сегодняшний день позволила нам прийти, понимаешь, и начать работать в VIР..

...Я не скрываю своих позиций. Я хочу провести сегодня финальный разговор и понять: либо мы вместе, либо мы порознь. Если мы порознь, то значит, я снимаю с себя все какие-то обязательства о дружбе и начинаю работать по плану, который мы разработали. Не думай, что это ультиматум. Это просто реальность. Я не могу больше терять время.

С.: Саш, ты все время ставишь мне какие-то ультиматумы...

М.: Вер, ну, наверное, я имею на это право, потому что на меня возложена какая-то задача. Мною вложены какие-то деньги. Мною, я имею в виду себя, Мирослава и опять же тех ребят, из которых выросли ноги... Я хочу спросить тебя: с нами или ты не с нами?

С.: Саш, а почему я не могу тебя спросить: ты со мной или ты не со мной?

М.: Потому что ты на сегодняшний момент ситуацией не управляешь. С Госкомимуществом процессом ты не управляешь. Денег у тебя нет. Портом ты не управляешь... Мы управляем портом, мы управляем Госкомимуществом, у нас есть деньги..."

Как показывает дальнейшее развитие событий, г-жа Скворцова оказалась "не с ними". 26 сентября 96-го года на свет появляется протокол собрания акционеров "Би-Ай-Пи сервис". На этом собрании Скворцова "добровольно" уступает должность гендиректора некоему г-ну Шестакову, чью кандидатуру как представитель учредителя рекомендовал директор по особо важным перевозкам г-н Скляренко, так сказать, "непосредственный начальник" Могучего. Тот факт, что копии этого протокола в различные официальные инстанции поступают под различными номерами, а то и вообще без номера, заставляет усомниться в подлинности этого документа. И вновь, по крайней мере, восемь месяцев, в официальных контрольных органах (Госналогинспекции-12, фондах социального страхования и т.д.) увольнение Скворцовой с дол-жности гендиректора зафиксировано не было.

Далее - уже по знакомой нам схеме - у "Би-Ай-Пи сервис" появляется новая печать. (Этот факт также остается тайной для официальных органов.) Уже 29 декабря 96-го года новый гендиректор "Би-Ай-Пи сервис" заключает договор о совместной деятельности по обслуживанию пассажиров в VIP-залах "Шереметьева" с неким ЗАО "ВИП интернейшнл". Учредителями этой новой компании являются, удивительное совпадение, господа Могучий и Мельник. Причем компания, созданная специально для этой цели за два месяца до этого, согласно договору имеет право на 99% прибыли.

Практически захват VTP-залов г-ном Могучим завершен. Накануне нового года, 30 декабря 96-го, все права на аренду залов VIP были переданы "ВИП интернейшнл".

К этому моменту все разногласия по поводу прав на залы VIP уже были чудесным образом решены между "Би-Ай-Пи сервис", которым Могучий фактически владел, и ОАО "Международный аэропорт Шереметьево", где Могучий значился замдиректора.

В описываемой схеме оставалось поставить финальную точку, то есть передать залы VIP настоящему хозяину, о котором так откровенно говорил Александр Могучий.

25 марта 1997 г. Могучий и Мельник с чувством выполненного долга уступают свои права на компанию, и учредителями "ВИП интернейшнл" отныне становятся - 25% 000 "Логоваз" (учредитель Березовский и один из учредителей Могучий), 12% 000 "Никли", 12% 000 "Миралекс" (учредители Мельник и Могучий, последний еще и гендиректор), ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (Могучий - замдиректора по особо важным перевозкам).

Вот так это и происходит. В облюбованной олигархом структуре появляется его эмиссар. Появляется, чтобы, подобно паразиту, занять все пространство. Поражает, с какой наглостью все это происходит. Когда у тебя за спиной такая сила, то можно не стесняться. В жизни, как в аэропорте. Законы для простых людей. У VIP-фигур свои правила.

В вышеприведенном разговоре Александр Могучий, говоря о "команде Березовского", не лукавил. Команда у нашего олигарха действительно крепкая. "Защемление лапы" она провела технично.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы



Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBrB4q
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer