Канцлер ФРГ Герхард Шредер и министр обороны Рудольф Шарпинг высказались за приобретение 300 российско-украинских транспортных самолетов Аи-70, в том числе 75 специально для бундесвера. Это выглядит как сенсаиия: впервые в послевоенной истории западноевропейская страна собирается оснастить свою армию оружием, произведенным в бывшем "восточном блоке". Эту информацию подтверждают и информационные агентства, а также газета "Берлинер моргенпост", которая приводит слова неназванного правительственного источника: "Здесь очарованы проектом "Антонов".
Переговоры о закупке самолета для Европы велись уже давно, в том числе и на высшем уровне, но наталкивались на жесткое противодействие международных авиастроительных компаний, в первую очередь американских. То, что данный вопрос обязательно будет поднят на недавних германо-российских переговорах, мне еще в начале февраля говорил посол России в ФРГ Сергей Крылов. Однако в заключительных документах встречи о результатах ничего конкретного не сообщалось. Но, как видно, прогресс все же был достигнут, и это, в определенной степени, может стать прорывом на Запад российской технологии. Европа давно хочет преодолеть зависимость от американских вооружений, но раньше этому мешали сугубо политические факторы. В новых же реалиях Евросоюз и один из его лидеров - Германия - может делать собственный выбор.
Транспортные самолеты, которые сейчас находятся на вооружении ФРГ, абсолютно устарели. Полностью перейти на американские значило бы еще больше потерять самостоятельность в оборонной политике. В то же время Ан-70 по большинству параметров пригоден для НАТО. Мало того, его закупка сэкономит европейцам миллиарды марок, так как разработка собственного транспортника консорциумом "Аэробус" находится еще в зачаточном состоянии.
Предполагается, что Ан-70 будет "доводиться" до натовского уровня в Нижней Саксонии. На том самом заводе, который Герхард Шрелер, тогда премьер-министр этой земли, спас от финансового краха и закрытия. Окончательные летали закупки Ан-70 пока не раскрываются. Однако к особенностям проекта относится то, что его реализация не связана с прямым переводом денег в Россию или на Украину: за основу берется изобретенная в России система "взаиморасчетов". Оплата за самолеты будет производиться в обмен на поставки горнорудных материалов или в зачет российских долгов. Об этом канцлер Шредер поставил в известность президента Ельцина на встрече в Москве. Окончательное решение по проекту Ан-70 должно быть принято весной.