Комитет по делам транспорта палаты представителей Конгресса США открыл слушания по законопроекту о правах авиапассажиров.
Первое заседание прошло в переполненном зале - новый билль о правах касается практически каждого американца.
Перед законодателями предстали свидетели, натерпевшиеся от авиакомпаний, которые не обеспечили им элементарный уровень обслуживания. В частности, одна дама поведала драматическую историю о том, как ее самолет из-за снежной бури в течение семи часов оставался на взлетно-посадочной полосе аэропорта в Детройте - при этом пассажиры не могли получить ни еды, ни воды, а на просьбы разрешить им вернуться в здание аэропорта экипаж ответил отказом. Другой случай будет почище: возмущенная мать рассказала, как в отеле, где из-за задержки рейса были вынуждены заночевачь пассажиры, ее ребенок подвергся грязным домогательствам, хотя авиакомпания должна обеспечить сопровождение и защиту несовершеннолетним клиентам, путешествующим самостоятельно. В целом число претензий такого рода выросло за прошлый год на 26 процентов - это более пяти жалоб на тысячу пассажиров.
Новый закон гарантирует пассажирам минимальный уровень сервиса. Если компания не в состоянии обеспечить его, ей придется выплатить материальную компенсацию недовольным. Прежде всего под страхом штрафа компания должна предоставить своим пассажирам исчерпывающую информацию о причине задержки или отмены рейса. Штрафным санкциям подвергнется компания, продержавшая людей в самолете, который никуда не летит, более двух часов, причем сумма компенсации будет зависеть от продолжительности вынужденного простоя: при минимальной задержке пострадавшие получат двойную цену билета. Наконец, если пассажиру захочется покинуть борт в пункте промежуточной посадки, компания будет обязана компенсировать ему стоимость оставшегося отрезка маршрута. Авиаперевозчик должен, помимо всего прочего, подробнейшим образом и заблаговременно информировать публику об изменениях расписания и каждый месяц публиковать сведения о жалобах на себя.
Администрация в лице вице-президента Гора всецело поддерживает законопроект и вносит свои дополнения. Она, в частности, предлагает удвоить сумму максимальной компенсации за потерянный, доставленный не по адресу или поврежденный багаж до 2500 долларов. Заказанный билет можно будет не оплачивать в течение 48 часов, а если пассажиру, заказавшему билет, будет отказано из-за переполненности самолета, он получит неустойку в сумме не 400, как сейчас, а 800 долларов.
Ассоциация авиаперевозчиков, естественно, протестует, заявляя, что драконовские меры приведут к повышению тарифов. Вместе с тем нельзя отрицать, что доходы американских авиакомпаний стабильно высоки - в прошлом году они заработали 5,1 млрд долларов при 70-процентной загрузке.
Пассажиру российских авиалиний приходится лишь мечтать о такой трогательной заботе. Даже в тех случаях, когда его права закреплены законом, добиться их обеспечения не представляется возможным. Полететь надо, а выбора нет, и бедный путешественник обреченно входит в помещение, будто в издевку названное накопителем.