Деньги крупнейшего российского авиаперевозчика двигаются по весьма причудливым маршрутам.
Крупнецший российский авиаперевозчик - "Аэрофлот" сегодня, как ему и положено, летает, но денег за это практически не получает. Весь доход авиакомпании складывается из того, что ей платят за гостиницу, борт-питание, обслуживание иностранных самолетов на российской территории. Таким странным и затейливым образом отразилось на финансовом состоянии "Аэрофлота" противостояние генерального директора и реального хозяина.
"Аэрофлот" погубила беспечность когда-то избалованного властью ребенка. Генеральным агентом по продаже своих билетов авиаперевозчик назначил "дочку" - "Аэрофлот-тур", которая передала свои права частной фирме "Аэрофлот-тур груп". "Аэрофлот-тур груп" заключала договор с субагентами - продавцами билетов, а те перечисляли ей выручку на счет в Объединенном банке. В тот же банк они должны были класть в качестве гарантии разовый депозит на крупную сумму либо - на выбор - по 350 долларов за каждый полученный бланк билета.
В этой схеме - несколько ловушек. Во-первых, "Аэрофлот" не имеет договоров с продавцами билетов. Соответственно, не "Аэрофлот", а "Аэрофлот-тур груп" единственный имел право указывать, куда направлять выручку. Во-вторых, в "Аэрофлоте" практически отсутствует учет полетных и агентских купонов, то есть никто не пытается проверить, совпадает ли выручка от продажи билетов с количеством проданных билетов. Как повелось еще в советское время, купоны просто сваливают в мешки, и они стоят в специальном углу положенный срок. К счастью, об этом не догадывались субагенты, зато хорошо знал тот, кто придумал схему контроля за финансовыми потоками "Аэрофлота". В-третьих, договор "Аэрофлот-тур груп" с продавцами билетов содержит один чрезвычайно интересный пункт, "субагент соглашается освобождать агента... от расходов и убытков, вызванных какими-либо действиями с авиабилетами, ордерами разных сборов или другими документами, предоставленными субагенту агентом... или доходами от них вне зависимости от того, были ли помещены эти доходы в банк, а также были ли такие убытки вызваны аннулированием своих обязательств или банкротством как покупателя этих документов, так и банка". В переводе на общедоступный язык это означает, что в случае форс-мажора продавец билетов не может иметь никаких претензий ни к Объединенному банку, ни к "Аэрофлот-тур груп".
Результатом описанной схемы является тот очевидный факт, что потребовать деньги у "Аэрофлот-тур груп" "Аэрофлот" не может, коль скоро сам же отдал ей право финансами распоряжаться. Не может авиакомпания забирать выручку и у субагентов, поскольку не имеет с ними договоров. Даже в суд обращаться бессмысленно, раз вовремя не был налажен учет купонов. А тут еще и банк решил оставить себе депозиты субагентов. Этим деваться некуда - они видели, что подписывали, и понимают,что никто им деньги не вернет. Способ возмещения убытков продавцы билетов нашли простой: начали оставлять себе выручку, учитывая, что договоры считаются прерванными. Хозяин и у "Аэрофлот-тур груп", и у Объединенного банка один - "Лого-ВАЗ", он же и автор схемы.
Еще один большой и ныне потерянный источник дохода "Аэрофлота" - так называемое роялти. Изначально под этим термином разумелись выплаты иностранных авиакомпаний за использование наших воздушных трасс. Таким образом, часть приобретенной выгоды шла на развитие систем управления на территории СССР, обеспечивавшим движение по этим маршрутам. Позже в те же суммы выплат стали включать деньги за совместные с иностранцами проект-полеты.
Началась горбачевская перестройка, а с ней пришло и постепенное открытие воздушного пространства, канули в небытие обязательные посадки иностранных бортов в Шереметьево. Соответственно, выгода перевозчиков росла, росло роялти, но к тому времени о нем почти все уже забыли. В 1991 году десяток назначенных перевозчиков разных стран подписали закрытые договоры со ставшим уже коммерческой организацией "Аэрофлотом". Подписали, как они теперь утверждают, торопясь поскорее начать беспосадочные полеты, в полном непонимании, что у нас в стране происходит, что теперь в России будет, не одна компания-аинаперенозчик, и что она утратит право выступать от лица государства и служб управления воздушным пространством.
Лишь спустя три года шум по поводу роялти поднялся сразу с двух сторон. Иностранные авиакомпании начали спрашивать, почему они должны материально поддерживать своего конкурента - "Аэрофлот", а российские авиадиспетчеры - почему они перестали получать свои законные деньги. Обиженные стороны, каждая по-своему, повели полную драматических поворотов борьбу за свои права. По всему было видно, что "Аэрофлот" не просто не хочет отдавать с неба свалившиеся миллионы долларов, но и имеет достаточно сил отбиться от надоедливых правдоискателей.
Позже в прессе всплыло название швейцарской фирмы "Андава", в которую перекачивались аэрофлотовские деньги, включая роялти. Делались предположения по поводу хозяина фирмы. Судя по тому, что "Аэрофлот" лишился роялти одновременное деньгами за перевозки, истинный хозяин у "Аэрофлот-тур групп", Объединенного банка и "Анданы" один.
Небезынтересный, конечно, вопрос, кто эти деньги все-таки получит.