Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Аэрофлот" в пролете


16 марта 1999 г. Мария Богатых, Юлия Латынина, "Сегодня"


Деньги крупнейшего российского авиаперевозчика двигаются по весьма причудливым маршрутам.

Крупнецший российский авиаперевозчик - "Аэрофлот" сегодня, как ему и положено, летает, но денег за это практически не получает. Весь доход авиакомпании складывается из того, что ей платят за гостиницу, борт-питание, обслуживание иностранных самолетов на российской территории. Таким странным и затейливым образом отразилось на финансовом состоянии "Аэрофлота" противостояние генерального директора и реального хозяина.

"Аэрофлот" погубила беспечность когда-то избалованного властью ребенка. Генеральным агентом по продаже своих билетов авиаперевозчик назначил "дочку" - "Аэрофлот-тур", которая передала свои права частной фирме "Аэрофлот-тур груп". "Аэрофлот-тур груп" заключала договор с субагентами - продавцами билетов, а те перечисляли ей выручку на счет в Объединенном банке. В тот же банк они должны были класть в качестве гарантии разовый депозит на крупную сумму либо - на выбор - по 350 долларов за каждый полученный бланк билета.

В этой схеме - несколько ловушек. Во-первых, "Аэрофлот" не имеет договоров с продавцами билетов. Соответственно, не "Аэрофлот", а "Аэрофлот-тур груп" единственный имел право указывать, куда направлять выручку. Во-вторых, в "Аэрофлоте" практически отсутствует учет полетных и агентских купонов, то есть никто не пытается проверить, совпадает ли выручка от продажи билетов с количеством проданных билетов. Как повелось еще в советское время, купоны просто сваливают в мешки, и они стоят в специальном углу положенный срок. К счастью, об этом не догадывались субагенты, зато хорошо знал тот, кто придумал схему контроля за финансовыми потоками "Аэрофлота". В-третьих, договор "Аэрофлот-тур груп" с продавцами билетов содержит один чрезвычайно интересный пункт, "субагент соглашается освобождать агента... от расходов и убытков, вызванных какими-либо действиями с авиабилетами, ордерами разных сборов или другими документами, предоставленными субагенту агентом... или доходами от них вне зависимости от того, были ли помещены эти доходы в банк, а также были ли такие убытки вызваны аннулированием своих обязательств или банкротством как покупателя этих документов, так и банка". В переводе на общедоступный язык это означает, что в случае форс-мажора продавец билетов не может иметь никаких претензий ни к Объединенному банку, ни к "Аэрофлот-тур груп".

Результатом описанной схемы является тот очевидный факт, что потребовать деньги у "Аэрофлот-тур груп" "Аэрофлот" не может, коль скоро сам же отдал ей право финансами распоряжаться. Не может авиакомпания забирать выручку и у субагентов, поскольку не имеет с ними договоров. Даже в суд обращаться бессмысленно, раз вовремя не был налажен учет купонов. А тут еще и банк решил оставить себе депозиты субагентов. Этим деваться некуда - они видели, что подписывали, и понимают,что никто им деньги не вернет. Способ возмещения убытков продавцы билетов нашли простой: начали оставлять себе выручку, учитывая, что договоры считаются прерванными. Хозяин и у "Аэрофлот-тур груп", и у Объединенного банка один - "Лого-ВАЗ", он же и автор схемы.

Еще один большой и ныне потерянный источник дохода "Аэрофлота" - так называемое роялти. Изначально под этим термином разумелись выплаты иностранных авиакомпаний за использование наших воздушных трасс. Таким образом, часть приобретенной выгоды шла на развитие систем управления на территории СССР, обеспечивавшим движение по этим маршрутам. Позже в те же суммы выплат стали включать деньги за совместные с иностранцами проект-полеты.

Началась горбачевская перестройка, а с ней пришло и постепенное открытие воздушного пространства, канули в небытие обязательные посадки иностранных бортов в Шереметьево. Соответственно, выгода перевозчиков росла, росло роялти, но к тому времени о нем почти все уже забыли. В 1991 году десяток назначенных перевозчиков разных стран подписали закрытые договоры со ставшим уже коммерческой организацией "Аэрофлотом". Подписали, как они теперь утверждают, торопясь поскорее начать беспосадочные полеты, в полном непонимании, что у нас в стране происходит, что теперь в России будет, не одна компания-аинаперенозчик, и что она утратит право выступать от лица государства и служб управления воздушным пространством.

Лишь спустя три года шум по поводу роялти поднялся сразу с двух сторон. Иностранные авиакомпании начали спрашивать, почему они должны материально поддерживать своего конкурента - "Аэрофлот", а российские авиадиспетчеры - почему они перестали получать свои законные деньги. Обиженные стороны, каждая по-своему, повели полную драматических поворотов борьбу за свои права. По всему было видно, что "Аэрофлот" не просто не хочет отдавать с неба свалившиеся миллионы долларов, но и имеет достаточно сил отбиться от надоедливых правдоискателей.

Позже в прессе всплыло название швейцарской фирмы "Андава", в которую перекачивались аэрофлотовские деньги, включая роялти. Делались предположения по поводу хозяина фирмы. Судя по тому, что "Аэрофлот" лишился роялти одновременное деньгами за перевозки, истинный хозяин у "Аэрофлот-тур групп", Объединенного банка и "Анданы" один.

Небезынтересный, конечно, вопрос, кто эти деньги все-таки получит.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы



Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBUwAM
Услуги курьера: http://courier.youdo.com/food-delivery/geo/gatchina/, полное описание.
Автоперевозки: http://perevozki.youdo.com/cars/truckmanipulator/, смотреть здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer