8 февраля новый российский авиалайнер Ту-334 совершил в Жуковском первый полет. Теперь начинается новый этап в процессе создания самолета - летные испытания, после завершения которых и получения сертификата летной годности машина будет допущена к перевозке пассажиров и грузов.
Машина находилась в воздухе 32 мин. Летчики-испытатели туполевской фирмы дали положительную оценку Ту-334. Программа первого полета выполнена полностью.
В ходе первого полета прежде всего были проверены устойчивость и управляемость самолета. По словам летчика-испытателя Андрея Солдатенкова, пилотировавшего Ту-334, машина "вела себя в полете устойчиво и хорошо управлялась".
Оператор бортовой контрольно-измерительной аппаратуры летчик Александр Филипский сообщил, что телеметрическая информация подтвердила расчетные па-раметры поведения самолета в воздухе при выполнении различных маневров. В частности, крен самолета в ходе испытаний доходил до 30°. Подтверждены на практике и расчетные параметры режимов взлета и посадки самолета.
В испытаниях новой туполевской машины приняли участие также шеф-пилот летающей лаборатории Ту-144ЛЛ Сергей Борисов, штурман Евгений Кудрявцев и борт-инженер Евгений Кузьмин.
На начальном этапе создания этого самолета Россия обгоняла зарубежных конкурентов примерно на шесть лет. Затем, в силу трудностей финансово-экономического плана, этот разрыв сократился до двух лет. "Однако самолет все же удалось поднять, теперь необходимо приложить максимум усилий для ввода его в строй, чтобы машина служила людям, приносила доход как фирме, так и государству в,целом", - заявил на пресс-конференции по случаю первого полета главный конструктор Ту-334 Игорь Калыгин.
Новый туполевский самолет рассчитан на перевозку до 102 пассажиров и предназначен для замены Ту-134. Его дальность полета с полней коммерческой нагрузкой - 2: тыс. км, Ту-334 более комфортабелен, имеет меньший уровень шума и в два раза экономичней своего предшественника.
В соответствии с концепцией туполевской фирмы Ту-334 задуман и создается как целое "семейств" машин. Наряду с отечественными на: нем предусмотрена установка зарубежных агрегатов, систем и бортового электронного оборудования - все будет определяться требованиями заказчика. Серийное производство самолетов разворачивается на трех авиазаводах - в Киеве, Таганроге и Самаре.
На Ту-334 использованы только проверенные технические решения, что, по мнению разработчиков, сократит время на его сертификацию. Самолет имеет максимальную коммерческую загрузку 11 т. Крейсерская скорость 800 - 820 км/ч.
Самолетом заинтересовались в Иране и Китае. Более того, в Иране планируется на базе крупнейшего авиаремонтного предприятия создать с участием российских и украинских специалистов сборочную линию для серийного производства Ту-334 из комплектующих, поставляемых из РФ и Украины.
Согласно информации из АНТК им. А.Н. Туполева, в настоящее время от 14 российских авиакомпаний поступило 160 предварительных заявок на Ту-334. Предварительная цена самолета - 14 - 15 млн. долларов, что гораздо ниже стоимости его западных аналогов.