← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Ми-8: Катастрофа за катастрофой


19 марта 1999 г. Сергей Турченко, "Труд"


Минувшая неделя принесла сразу две трагедии, связанные с катастрофами вертолетов серии "Ми-8"

В воскресенье потерпел аварию на Гаити вертолет компании "Владивосток-авиа" (командир Павел Кохан, второй пилот Виктор Доманюк, бортмеханик Константин Стрельников). Он был зафрахтован миротворческой миссией ООН для выполнения гуманитарных операций в регионе. В тот день Ми-8 перевозил людей, а также запчасти для неисправного вертолета в один из населенных пунктов страны. Всего на его борту находились 13 человек - генерал армии США, 6 аргентинских специалистов и 6 российских граждан. Все погибли.

Как сообщили корреспонденту "Труда" в Министерстве иностранных дел РФ, погибшие россияне работали в Гаити не по государственной линии, а на основе частного контракта с ООН. Видимо, поэтому для расследования причин катастрофы на место аварии вылетела не правительственная комиссия, а генеральный директор компании "Владивосток-авиа" Владимир Сайбель с группой специалистов. О причинах катастрофы сотрудникам компании пока ничего не известно, хотя они не исключают и возможности того, что МИ-8 был сбит местными повстанцами.

Еще не улеглись страсти по поводу этой катастрофы, как во вторник пришло сообщение еще об одной. На Камчатке разбился вертолет МИ-8 с 23 пассажирами и 3 членами экипажа на борту. В региональном отделении Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ нам сообщили по телефону следующее.

Вертолет МИ-8 местной компании "Кречет" во вторник в 9 часов 10 минут по московскому времени вылетел из поселка Соболеве в Елизово с 23 строителями газопровода на борту. Спустя полчаса экипаж должен был выйти на связь, но этого не произошло. Через два часа началась поисковая операция. В 16.35 аварийный вертолет был обнаружен в 30 километрах от Соболева. 19 человек погибли. 7 спасены, 5 из них в тяжелом состоянии эвакуированы в Петропавловск - Камчатский.

Участившиеся катастрофы вертолетов серии МИ-8 заставляют всерьез задуматься о надежности этого ветерана воздушного флота. Серийное производство МИ-8 началось еще в 1960 году. К настоящему времени выпущено более 8 тысяч винтокрылых машин. Половина из них продана за рубеж. Это самый массовый вертолет в мире. До недавнего времени он считался и самым надежным. Недаром в авиапарке президента РФ есть и МИ-8 с надписью "Россия" на борту. Борис Ельцин неоднократно пользовался им для перелетов внутри страны. Правда, в январе минувшего года президентский вертолет совершил вынужденную посадку. Но тогда тревога оказалась напрасной - произошло ложное срабатывание датчиков пожара.

Однако аварийная статистика последних лет более чем тревожна. По официальным данным, в прошлом году разбилось 8 вертолетов этой серии. За неполных три месяца нынешнего года уже 5.

Специалисты Федеральной авиационной службы России, с которыми довелось побеседовать, утверждают, что МИ-8 разбиваются не чаще представителей других марок винтокрылых машин, просто их значительно больше в количественном отношении. Но это вряд ли может являться утешением для родственников погибших и оправданием для руководителей авиакомпаний. Сотрудник Межгосударственного авиационного комитета летчик-испытатель Всеволод Овчаров, который занимается расследованием авиапроисшествий, утверждает, что 68 процентов катастроф вызваны ошибками в эксплуатации техники. Главная из них - завышенная оценка возможностей вертолета и управляющих им людей. Особенно часто это проявляется в последнее время в связи с коммерциализацией авиации. Зафрахтованные экипажи в результате финансового пресса вынуждены руководствоваться не столько инструкцией по безопасности полетов, сколько потребностя-ми работодателя. Появилось даже расхожее среди авиаторов правило: "Клиент всегда прав". В соответствии с ним воздушные машины нередко загружаются выше нормы, нарушается технология предполетной подготовки. Результат - резкое увеличение числа аварий.

Как нам сообщил собкор "Труда" во Владивостоке Дмитрий Латыпов, погибшие в Гаити вертолетчики характеризуются в компании исключительно опытными специалистами. У Павла Кохана было 11 тысяч часов налета. Чуть меньше у второго пилота - Доманюка. Судя по всему, катастрофа вызвана какими-то экстраординарными обстоятельствами. Семьи вертолетчиков, проживающие во Владивостоке и Артеме, получили сообщение, что тела погибших россиян будут доставлены на Родину не ранее субботы следующей недели. Федеральное правительство приняло решение выделить 4 миллиона рублей на организацию похорон и помощь семьям погибших. На Камчатке объявлен траур.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/1999/3/19/32/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.