← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

"Полет" в пролете


25 марта 1999 г. Андрей Смирнов, "Сегодня"


В Баку задержаны истребители, очень похожие на российские. И направлялись они в страну, очень похожую на Югославию.

Вчера стало известно, что в минувший четверг в бакинском аэропорту "Бина" был задержан приземлившийся для дозаправки транспортный самолет Ан-124 "Руслан", принадлежащий воронежскому авиапредприятию "Полет". На его борту азербайджанские таможенники обнаружили шесть истребителей МиГ-21 и другое вооружение. Помимо экипажа на борту "Руслана" находилось более 30 человек (граждане России, двое казахов, один украинец и один белорус), которые оказались пилотами истребителей и техническим персоналом. Последнее обстоятельство, видимо, и вызвало подозрения азербайджанских властей. Тем более что пассажиры АН-124 давали самые противоречивые показания по поводу конечной цели их путешествия и характера груза.

Примечательно, что скандал разразился лишь вчера. И дело здесь не только в том, что в Азербайджане в минувшие выходные праздновали Навруз. В Баку, видимо, решали, что делать со свалившейся на них проблемой. Вчера молчание было прервано. Советник президента Азербайджана Вафа Гулузаде выступил с официальным заявлением, из которого следовало, что самолет направлялся в Югославию. Это, правда, лишь одна из версий. Евгений Примаков по пути в Вашингтон вчера уже успел сделать заявление, что Россия не нарушает эмбарго на поставки вооружений в Югославию.

Поначалу признавшие, что целью рейса был Белград, члены экипажа "Руслана" затем сообщили, что направлялись в Пхеньян (Северная Корея). Поскольку самолет вылетел из казахстанского города Талды-Курган, версия с Северной Кореей отпадает, если только не предположить, что пилот перепутал восток с западом. Впрочем, не перепутал. Техническая остановка в Баку была запланирована заранее. Третью версию предложил российский МИД, который вообще проявляет странную заботу о судьбе самолета, арендованного частной авиакомпанией. По словам официального представителя МИДа Владимира Рахманинова, самолет следовал с принадлежащим Казахстану грузом в Братиславу (Словакия). МиГ-21 согласно этой версии - всего лишь металлолом, закупленный в Казахстане чешской компанией "Агропласт".

Вот только словацкому МИ-Ду о такой сделке почему-то ничего не известно. Эту неувязку российские дипломаты не объясняют. Как и то, зачем при "металлоломе" находились пилоты истребителей и обслуживающий персонал? Непонятно также, зачем Словакии срочно понадобились боевые самолеты? Если бы Словакия закупила шесть МиГов, то "Росвооружение" давно бы трубило об очередной коммерческой победе, каковой является продажа крупной партии боевых самолетов. Таких рапортов от торговцев оружием не поступало. Зато Югославии ввиду угрозы скорых натовских бомбардировок они точно нужны.

Москва, которой не мешал Навруз, несколько Дней судьбой «Руслана» не интересовалась. Все изменилось после заявления Гулузаде. Вчера в Баку для встречи с президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым отправился заместитель министра иностранных дел России Леонид Драчевский. Российское посольство выразило протест по поводу задержания самолета.

Столь бурную активность, возможно, объясняет то, что к фирме «Полет», в парке которой имеется всего четыре самолета, российское правительство питает непонятную симпатию. Принадлежащие Министерству обороны «Русланы» воронежская компания получила по распоряжению правительства от 1 декабря 1998 года «для осуществления транспортировки изделий ракетно-космической техники и создания комплекса средств выведения на орбиту космических объектов». Между тем фирма «Полет» однажды уже доставила массу хлопот российскому МИДу. Осенью 1997 года шестеро ее пилотов были взяты в плен повстанцами, сражавшимися против режима президента Республики Конго Паскаля Лиссубы. С правительством последнего «Полет» заключил контракт на поставку продовольствия из Намибии. Вместо этого российские пилоты перевозили оружие для правительственных войск и даже участвовали в бомбардировках взятой повстанцами столицы. По международным конвенциям они являлись наемниками и подлежали уголовному преследований." Между тем МИД России приложил массу усилии, добившись в конце концов освобождения летчиков.

Теперь то же самое предстоит сделать в Азербайджане. Впрочем, в данном случае все много сложней. В западных СМИ, как и в Конгрессе США, Россию уже неоднократно обвиняли в нарушении резолюции СБ ООН за номером 1160, запрещающей поставки оружия в Югославию. Не приходитсясомневаться, что на этот раз от Москвы просто так не отстанут. Если будет доказано, что Россия поставляла оружие Белграду, протесты по поводу готовя-щихся натовских бомбардировок потеряют всякий смысл.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/1999/3/25/37/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.