← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Задержан еще один самолет с военным грузом для Белграда


25 марта 1999 г. Николай Кучин, "КоммерсантЪ"


Российский Ан-124 с шестью МиГ-21 на борту продолжает оставаться в бакинском аэропорту Бина. Местные власти ведут расследование, пытаясь разобраться, куда же направлялся "Руслан". Похожая история случилась и в Казахстане - в аэропорту Уральска задержан российский Ан-12, направлявшийся с грузом взрывчатки и взрывателей в Бишкек.

Как рассказал корреспонденту „Ъ" заместитель гендиректора авиакомпании "Полет" (ей принадлежит злополучный "Руслан") Борис Ногинский, в Баку придрались к тому, что в полетных документах указаны различные пункты назначения - Братислава и Пхеньян. По словам Ногинского, возмож-но, азербайджанцы просто выпрашивали за вылет взятку в $150 тыс. (кстати, "Полет" из-за сорванного графика потерял уже $250 тыс.).

По данным бакинской газеты "Ени Мусават", Ан-124 был арестован по наводке американских спецслужб. По версии азербайджанских властей, партия из шести МиГ-21 и МиГ-29 направлялась в Югославию. Однако Минобороны России и компания "Росвооружение" опровергли это. А военный атташе Югославии в России заявил корреспонденту „Ъ", что Белграду эти устаревшие машины не нужны. Вчера была опровергнута и версия представителя российского МИДа Владимира Рахманина, заявившего, что "МиГи" доставлялись в Словакию для фирмы "Агропласт". Власти Словакии заявили, что им ничего не известно о намерении "Агропласта" получить в Братиславе военный груз "Руслана". В Братиславе начали собственное расследование. Словакам "МиГи" также не нужны - недавно они за символическую цену в $1 тыс. за штуку продали 35 МиГ-21 коммерческой фирме "Перун" для последующей перепродажи.

Авиакомпания "Полет" отстаивает собственную версию: хотя "Агропласт" заявлял пунктом назначения Братиславу, в принципе адресатом мог быть и Пхеньян - перед заключением контракта обсуждались обе возможности. Учитывая, что отправителем груза является казахское предприятие (казахи неоднократно пытались по подложным документам переправлять в Северную Корею оружие), она довольно правдоподобна.

Но ни одна из этих версий не объясняет, почему полет "Руслана" так напугал американские спецслужбы. В беседе с корреспондентом „Ъ" российский военный эксперт сказал: "Эти „МиГи" никак не подорвали бы интересов США. Но маршрут из Талды-Кургана через Баку в Братиславу или Пхеньян - выглядит странно. Истинный пункт назначения „Руслана" был где-то на юге". То есть в Иране, Ираке или Судане. Как считает тот же эксперт, "если вместе с устаревшими „МиГа-ми" „Руслан" перевозил небольшую партию переносных зенитных систем „Игла", то американцы могли испугаться именно их" (а первоначально власти Баку сообщали, что на борту "Руслана", кроме "МиГов", находится и другое оружие).

Между тем похожая история разыгрывается на территории одного из участников скандала с "Русланом" - Казахстана. Как рассказали корреспонденту „Ъ" в российской авиакомпании "Ист Лайн", ее самолет Ан-12 был задержан 12 марта в казахском городе Уральске, где он совершил посадку, следуя из Прествика (Великобритания) в Бишкек (Киргизия). На борту самолета казахские власти обнаружили взрывчатку и взрыватели к ней - правда, как уточнили в "Ист Лайн", без детонаторов. На полет имелось разрешение Федеральной авиаслужбы России, но казахи сослались на свой закон, запрещающий перевозку опасных грузов через Казахстан. Взрывчатка предназначается, по официальной версий, для киргизско-канадской фирмы Kumtor Gold Project. Но у них может быть и другой адресат - в соседних Таджикистане и Афганистане нет недостатка в желающих получить такой груз.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/1999/3/25/38/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.