Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Вам - Взлет!.."


3 марта 1999 г. "Труд"


Эту команду все реже получают отечественные авиалайнеры. Почему?

Чуть ли не каждое авиапроисшествие, приключившееся с авиалайнером российского производства, связывают у нас с катастрофической изношенностью отечественных самолетов - в особенности транспортных воздушных судов всех классов. Приводятся впечатляющие цифры подлежащих списанию авиамашин. После чего делается безапелляционной вывод: надо энергичнее закупать зарубежную авиатехнику, пусть даже подержанную. Она, мол, надежнее, да и зарубежные аэропорты лучше ее принимают. Наш корреспондент беседует с экспертом Общества расследователей авиационных происшествий, заслуженным авиационным штурманом, кандидатом наук Валентином Дудиным.

- Валентин Иванович, где бы ни произошла авиакатастрофа с машиной отечественного производства, она наводит на грустные мысли о тон, что не все у нас благополучно с самолетным парком, который, как утверждают многие, так устарел, что на некоторых машинах летать опасно. Вы согласны с этим?

- Нет, не согласен. Хотя именно так объясняют причину взрыва Ту-154 над Китаем 24 февраля, а ведь еще и комиссию толком не собрали. Давайте посмотрим, что происходит в нашем авиапарке, который унаследовал от союзного Аэрофлота не только одни недостатки. Преемникам его досталось солидное хозяйство в виде тысяч воздушных судов - от дальнемагистральных Ил-62,86,96 и до надежнейших во всех отношениях Ми-8. Если, конечно, на них не лазить между сопками при нулевой видимости на Камчатке или между небоскребами в Кейптуане.

К сожалению, вместо рачительного, сверхэкономного отношения к крылатым и винтокрылым "средствам производства" (для российского авиапарка в год производится не более 5 новых машин) в сотнях спешно проклюнувшихся авиакомпаний процесс пошел по двум одинаково губительным для перспективы гражданской авиации направлениям.

Первое - активное использование пока способных летать самолетов и вертолетов, без должного внимания к мерам безопасности, в том числе и технологического характера. Иначе говоря, вперед, вперед - до полного износа, но чтобы набрать "нал" любой ценой.

И второе - головотяпский подход к авиатехнике зрелого возраста, которая часто простаивает без какой-то, подчас примитивной запчасти. Тогда принимается решение: что можно - разобрать на доукомплектование других бортов. А еще лучше - продать матчасть под любым соусом (как списанную, поврежденную безвозвратно, в качестве шефской помощи, в музеи). Юркие контрагенты, в особенности из ближнего зарубежья, и сделку оформят, и через границу переправят.

В итоге российские стоянки и перроны аэропортов все интенсивнее "освобождаются" от отечественной авиатехники, выжимаемой из своего и особенно из зарубежного неба комплексом хитроумных приемов. Тут и двойная бухгалтерия сертификации (красный свет - российским типам самолетов, а зеленый - "боингам" и "эйрбасам"), и ужесточение навигационных стандартов, другие приемы.

Ну и, конечно, дружный хор дилетантов: российская авиатехника - самая старая и самая аварийная в мире... Меж тем факты говорят о другом. Приведу такой пример. В 1996 году американские аналитики, контролирующие уровень безопасности полетов, строго инспектировали ее состояние у нас. А на следующий год в течение одной недели (!) сентября в США было потеряно 10 самолетов, в том числе половина из них - в трех столкновениях в полете.

- Скажите, пожалуйста, такое небрежение к отечественной технике проявилось только сейчас или в нашей истории было уже нечто подобное?

- Поразительная бесхозяйственность - это, конечно, беда не только нынешнего переходного периода. В хрущевскую "оттепель", к примеру, тракторами раздавили сотни отличных фронтовых бомбардировщиков Ил-28.

Затем обрекли на уничтожение целую серию неплохих и надежных лайнеров АН-10 после двух ЧП (одна катастрофа и одна предпосылка). Теперь под Саратовом рубят собственные стратегические бомбардировщики. Очередь за Ту-134 и Ту-154 - последними массовыми машинами пассажирского класса в российской гражданской авиации. Надежнейшие и неприхотливые Ил-18, Ан-12 и даже универсальные Ан-2, которые десятилетиями помогали разгружать пассажиропотоки в летнее время, доставляли грузы на Север, участвовали в сёльхозработах, фактически ушли в небытие. А затем прекратилось и производство освоенных запчастей для них. "Усыхают" ремзаводы в гражданской и военной авиации, ликвидируются десятки тысяч наземных и тысячи летных рабочих мест.

- А как обстоят дела в авиации, скажем, США? Там тоже освобождаются от старых машин?

- Несмотря на колоссальные возможности американского самолетостроения, и само государство, и большинство его авиакомпаний проводят сбалансированный курс на сочетание как новейшей, так и весьма почтенного возраста авиатехники.

Даже в стратегической авиации ВВС США в строю почти две сотни Б-52 (модификаций G и Н), летающих по три с лишним десятка лет, в том числе с реальным боевым применением в "горячих" точках. И еще столько таких же бомбовозов - на базах хранения, в оперативном резерве, с возможностью быстрой расконсервации.

В транспортной авиации США - еще более разительные примеры использования не только "Боингов-707" - почти что современников нашего первенца реактивной эры Ту-104, но и нескольких ранних типов поршневых и турбовинтовых самолетов, вплоть до DC-3 и трудяги "Геркулеса" - близнеца нашего Ан-12. Да и причудливо разрисованные лайнеры многих авиакомпаний США - это в значительной мере поддерживаемые в удовлетворительном состоянии "ветераны"- "Боинг-727" и "737" с более чем 20-летним налетом. Правда, их не только своевременно подкрашивают, но и регулярно ремонтируют, систематически "омолаживают" заменой двигателей, авионики и даже пассажирских кресел. Кстати, в Штатах даже министры летают отнюдь не только на новых воздушных судах президентского отряда.

- В связи с этим есть смысл вспомнить авиакатастрофу трехлетней давности, когда погибла группа высших чиновников госдепа США во главе с другом Клинтона министром Брауном. Тогда, мне помнится, говорили, что причиной ЧП стала именно старая машина.

- Это совсем не так. Да, их "Боингу-737" (модификация "Т-43А") было уже 24 года "от роду". Но трагический финал того полета совсем не связан с большой наработкой лайнера. Там проявились ошибки специалистов, спешно готовивших данный перелет в Югославию, оплошность самого экипажа при заходе в сложных метеоусловиях на горный аэродром Дубровник и пассивность диспетчеров этого аэродрома.

- Интересно бь1ло бы знать, Валентин Иванович, какой предельный возраст для своей техники устанавливают сами авиаконструкторы?

- Если транспортный самолет будет ежегодно находиться в воздухе в среднем тысячу часов, то его корпус (то есть фюзеляж) прослужит 30 - 40 лет. Для оборудования (от двигателя до шасси) установлены меньшие сроки эксплуатации, поэтому их по соответствующему регламенту ремонтируют, меняют на новое.

- Эксплуатация воздушных судов с большим налетом часов, вероятно, требует и соответствующих навыков. В этой связи что вы можете сказать о летном опыте?

- Если самолет (вертолет) но отлетал еще положенного, то, кроме строгого соблюдения правил, ничего особенного не требуется. Другое дело - индивидуальное отношение к технике, которое может быть, с одной стороны, как к колхозной полуторке (да и то при хреновом председателе), а с другой - как к собственным "Жигулям". И вот тут многое, безусловно, зависит от личности пилота, техника. Замечено: молодой летчик чаще всего к почтенного возраста самолету (вертолету) относится бережно и действует строго по инструкции. А вот ветеран, которому кажется, что он уже все умеет и кое-чем может пренебречь, так порой приложит машину на посадке, что крылья прогнутся.

- Завершая нашу беседу, хотелось бы услышать ваше авторитетное мнение по такому вопросу: кто должен определять безопасность авиатехники, ресурсный срок которой подходит к концу?

- Я совершенно уверен в том, что судьбу каждого летательного аппарата нужно решать при непосредственном участии тех, кто его обслуживает и тем более - кто на нем летает, вверяя ему свою жизнь и жизнь авиапассажиров. К сожалению, далеко не все руководители авиакомпаний это осознают.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы



Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer