У России есть двигатель для взлета, убежден генеральный директор ОАО "Авиадвигатель" и "Пермский моторный завод" Юрий Решетников.
Несколькими годами ранее некоторые "младореформаторы" утверждали, что наша авиационная промышленность в ее нынешнем варианте нам не нужна. Мол, зачем летать самолетами Аэрофлота, когда есть "Боинги"? Ядовитые стрелы частенько попадали в двигатель ПС-90А, выпускаемый в Перми. Прошло немного времени, и зти мысли почили в бозе как поспешные и мелкие. Остался крупный план: пермский двигатель, составляющий основу российской авиации. К нему обратили свои взоры не только отечественные заказчики, но начали приглядываться и западные партеры.
- Так в чем, Юрий Евгеньевич, секрет?
- Существует такое понятие, как болезнь роста. Молодой, несбалансированный организм должен устояться, чтобы, как говорил Пушкин, каждый мог сказать: "Я слышу речь не мальчика, но мужа!" Сегодня двигателями ПС-90А оснащены самолеты Ту-204 и Ил-96-300. Кроме того, под этот двигатель запроектирована целая гамма новых самолетов. Мы вышли на такой уровень суточной и годовой наработки ресурса, что он в точности соответствует аналогичным параметрам двигателей западных самолетов. Повысилась и надежность ПС-90А. Если в начальный период эксплуатации его приходилось заменять на крыле через 500-700 часов, то сейчас этот показатель превысил 5.000, а лидерный двигатель действовал без ремонта 6.800 часов. Показатели по надежности и ресурсу растут. В 2000 году мы планируем довести наработку на съем до 7.500 часов, а впоследствии - до 10 тысяч.
Можно сравнить и коммерческую эффективность самолета Ил-96-300 по отношению к "Бо-ингу-767". Среднесуточная загрузка нашего Ила - 60,2 процента, "Боинга" - 50,8. Улучшение коммерческой привлекательности ПС-90А и подорожание зарубежной авиатехники в связи с ростом курса доллара позволяют рассчитывать на расширение сферы применения пермского двигателя. А ларчик прост. Почерк наших разработчиков отличается от коллег по странам СНГ и России прежде всего тем, что здесь - высокие параметры производственного цикла и, соответственно, коэффициента полезного действия. Это дает целый ряд эксплуатационных преимуществ. Главное - что двигатель в полете расходует меньше топлива. Следовательно, он наиболее экономичен. В этом смысле ПС-90А превосходит западный двигатель "Роллс-ройс". И немного уступает американскому аналогу. Однако находится в этом же классе и существенно отличается от всего, что было когда-то в России. Вдобавок ПС-90А - единственный в нашей стране самолетный двигатель, по вредным выбросам и уровню шума соответствующий международным нормам. Недавно на нашей совместной пресс-конференции в Москве генеральный директор ОАО "Аэрофлот" Валерий Окулов подтвердил, что к пермским двигателям нет никаких претензий.
- Насколько мне известно, двигателями марки "ПС" оснащен и президентский самолет?
- Совершенно точно. Так уж сложилось, что вот уже три десятилетия подряд во всех самолетах, в которых летали главы нашего государства - от генеральных секретарей ЦК КПСС до нынешнего президента, - стояли двигатели пермской прописки. Но универсальность их такова, что на базе двигателей, предназначенных для работы в воздухе, мы создали серию машин, с той же степенью надежности работающих и на земле. По итогам тендера, проведенного "Газпромом", из десяти предложенных проектов выбран именно пермский вариант оснащения компрессорных станций. Первый же экземпляр этой продукции, остановленный для проверки, показал, что за четыре года без сбоев наработано 25 тысяч часов.
После осмотра мы убедились, что данный двигатель может действовать еще 10 тысяч часов. Это очень серьезные цифры для газотурбинной техники! Машины, поставляемые нами для газоперекачки, отличаются минимальным потреблением топлива, по сравнению с аналогами по трубе прогоняется газа гораздо больше. Согласно намерениям представителей ОАО "Газпром", его заказы на пермские газотурбинные установки в ближайшем будущем могут составить до двух миллиардов рублей в год.
- Есть ли у Запада виды относительно сотрудничества с пермскими авиаразработчиками?
- Мы сотрудничаем с крупнейшим американским инвестором "Пратт энд Уитни", с которым намечено осуществить несколько серьезных проектов. Что касается двигателя ПС-90А, он ведь летает не сам по себе. Сначала должна подняться авиационная промышленность, и тогда страны нашего традиционного рынка вернутся к российским самолетам. Другого пути нет.