В старинном богатырском Муроме в смутном 1919 году появился на свет Ростислав Беляков. И в том же году в США эмигрировал тридцатилетний уроженец Мурома Владимир Зворыкин.
В 1941 году молодой инженер, выпускник МАИ, распределяется в ОКБ, которое возглавляли Микоян и Гуревич, в уже знаменитую фирму "МиГ". И этот заветный знак становится знаком судьбы Белякова. Все служебные лесенки он прошел, не перескакивая, за тридцать лет.
- Когда умер основатель ОКБ Артем Иванович Микоян, то сомнений в том, что его преемником станет первый заместитель - Ростислав Аполлосович, ни у кого не возникало, - говорит главный конструктор ОКБ Анатолий Белосвет. - На других фирмах проблема преемственности возникала почти всегда.
Отличительной чертой нового генерального стал настоящий демократизм, хотя руководителей такого ранга, как правило, отличала крайняя жесткость, граничившая с диктатурой. Беляков же считал, что трудиться рядом могут только единомышленники, для которых совсем не требуется издание разгромных приказов. Он наполнял творческой энергией не только окружавший его коллектив, но, казалось, одушевлял даже самолет. Кстати, в 1940 году студент Беляков установил рекорд СССР, прыгнув с трамплина на 73 метра, так что чувство полета ему было знакомо хорошо. В том же году он спустился с вершины Эльбруса на горных лыжах до самой кромки снегов за 24 минуты - и это тоже стало рекордом. Может быть, именно личное ощущение неба и стремительного движения позволило создать лучший фронтовой истребитель XX века - МиГ-29?
Он и по сей день остается непревзойденным шедевром боевого авиастроения. Отдельные истребители по отдельным параметрам его превосходят, но в целом равных ему нет. А по важнейшему критерию: стоимость-эффективность МиГ-29 вполне может претендовать на звание лучшего реактивного истребителя XX века. Не случайно он стоит на вооружении более чем двадцати пяти армий мира. Общеизвестно, что в НАТО из всей авиатехники бывшего Варшавского Договора остались только Миг-29. И примечательно, что "наши" истребители одерживали и продолжают одерживать победы в учебных воздушных боях над всеми самолетами западного производства, пилотируемыми лучшими асами НАТО. США даже были вынуждены закупить партию МиГ-29 у Молдавии, чтобы научить своих военных летчиков воевать на равных с этими МиГами. Кстати, американцев неприятно поразило, что наработка на отказ у МиГ-29 в три раза превышает их лучшие показатели. А в этом заслуга прежде всего Белякова.
Ростислав Аполлосович очень сожалел о том, что не удалось из-за финансовых трудностей запустить в серию МиГ-29М, являвшийся столь глубокой модернизацией классического истребителя, что в открытой прессе его даже нарекли новым именем: МиГ-33. Впрочем, сегодня началась модификация всех МиГ-29 в вариант МиГ-29СМТ, а это уже будет истребитель XXI века, способный еще очень долго служить защите неба Отечества.
Авторитет конструктора Белякова в авиационном мире непререкаем. Если отчет подписывался лично генеральным, то заказчик знал: в толстенном фолианте нет даже орфографических ошибок, а все технические выкладки безупречны.
К перестроечным новациям Беляков отнесся скептически. Он привык отвечать за все неурядицы на фирме. И когда начались проблемы с государственным заказом, перебои с зарплатой, то переживал это как личное бессилие. Больше всего его тревожила мрачная перспектива утраты авиационной школы - одной из самых передовых в мире. К этому примешалось личное горе - трагически погиб сын. Тяжелейший инсульт выбил генерального из привычного рабочего ритма, но не сломил. Даром, что ли, он родился на земле русских богатырей! Ростислав Аполлосович нашел силы вернуться в строй, он просто не мог не вернуться, так как под угрозой оказалась преемственность руководства ОКБ. Вопрос этот, увы, непростой, и от его решения во многом зависит будущая судьба фирмы, считающейся национальным достоянием России.
Пожелаем же в юбилейный день рождения прославленному конструктору, академику РАН Ростиславу Белякову здоровья, творческого долголетия и того, чтобы его родное ОКБ приумножало свою славу во имя России.