4 марта в рамках программы госиспытаний на летной базе МВЗ имени М.Л. Миля состоялся первый зачетный полет вертолета Ми-24ВМ.
Основу парка армейской авиации сегодня составляет хорошо известная солдатам "горячих точек" "летающая боевая машина пехоты" - легендарная двадцатьчетверка. Нынешняя модернизация Ми-24, как отмечал на встрече с журналистами главный конструктор Московского вертолетного завода по боевой тематике Виталий Щербина, проводится в рамках разработанной совместно с Минобороны программы сохранения боевого потенциала армейской авиации.
Модернизированный Ми-24ВМ - своего рода промежуточный вариант, на котором проходят "обкатку" заделы, сполна реализуемые в Ми-28, который определен как боевой. Таким образом, осуществляется как бы обратная модернизация, которая, помимо прочего, снижает и стоимость программы создания новой боевой машины. Что особенно ощутимо на стадии серийного производства.
Сегодня в боевом строю армейской авиации около 1.000 вертолетов Ми-24. Сократить их количество примерно втрое, продлить оставшимся машинам "календари" без ущерба для боевого потенциала - тоже миссия Ми-24ВМ.
По оценке заместителя генерального конструктора МВЗ Владимира Стекольникова, проводимые работы продлят жизнь основного парка армейской авиации примерно до 2015-2020 гг. Каковы же принципиальные отличия новой "старой" машины?
Генеральный директор МВЗ Георгий Синельщиков на этот вопрос отвечает так: - Вертолет стал мощнее и легче. 600 кг - выигрыш в весе и 300 кг - прибавка тяги. Хорошо приспособлен для эффективной работы ночью. Появление этой машины предопределено созданием Ми-28, и, безусловно, оба эти проекта мы будем развивать параллельно. У вертолета очень хороший экспортный потенциал, поскольку он разрабатывается не только под патронажем наших Вооруженных Сил, но и под эгидой ГК "Росвооружение". По оценкам специалистов, изучивших потенциальные рынки сбыта, машина будет пользоваться спросом.
На фирме Миля разработана так называемая блочная программа модернизации вертолета Ми-24. Пять ее подпрограмм позволяют - в зависимости от пожеланий клиента и его финансовых возможностей - реализовать ее в любом сочетании. Первая подразумевает продление жизненного цикла вертолета, вторая - модернизацию несущей системы и рулевого винта (унификация с Ми-28), третья - модернизацию планера, агрегатов вооружения и средств связи, четвертая обеспечение круглосуточного боевого применения и пятая - повышение эффективности вооружения. По словам первого заместителя генерального директора МВЗ Алексея Самусенко, ближайшие две недели пройдут в совместной с руководством Минобороны работе по определению степени доводки вертолетов. В зависимости от режима модернизации она будет проводиться либо в строю, либо на ремпредприятиях, либо на серийном заводе - в рамках крупного регла-мента.
Все оборудование Ми-24ВМ, до последнего шплинта, - отечественного производства, освоено серийными заводами. В условиях финансового голода - фактор немаловажный. Модернизация авиатехники стала для военного ведомства "поиздержавшейся" страны поистине палочкой-выручалочкой. Сквозь призму формулы "стоимость - эффективность" Ми-24МВ - стопроцентное попадание в "яблочко". С этим согласен заместитель главкома ВВС по вооружению генерал-лейтенант Юрий Клишин. "Я рад, - подчеркнул он, - что еще одна машина получит как бы вторую жизнь".
Поскольку все испытания идут при непосредственном участии представителей армейской авиации, отметили специалисты МВЗ, они могут быть завершены уже к концу текущего года.
...Вертолет запустился, вздыбив снежную тучу. Контрольное висение, взлет. Уход в разгон, два прохода над площадкойвдоль полосы в полусотне метров над землей. Двадцатиминутный полет в режиме специальной программы. Посадка с обратным курсом. Аплодисменты. Старт на финишной прямой госиспытаний взят уверенный.