Сегодня всемирно известное КБ имени Миля скорее всего станет банкротом.
Cегодня, 20 апреля, в арбитражном суде рассматривается дело о банкротстве головного предприятия Московского вертолетного завода имени Миля. Возможно, что в результате слушания решением суда на фирме будет введено внешнее управление.
Разработчик знаменитых вертолетов Ми -КБ им. Миля продолжает свое стремительное падение уже не первый год. 30 ноября 1998 г. по иску одного из кредиторов было возбуждено дело о банкротстве МВЗ. Уже сегодня оно может стать реальностью. В статьях "История вертолетного падения" (№ 18, 19 1998 г.) "НГ-политэкономия" уже знакомила читателя с углубляющимся кризисом на Московском вертолетном заводе им. Миля. Напомним, что сотрудники этого предприятия не получали зарплату на протяжении 10 месяцев, задолженность фирмы составляла 300 млн. руб., над предприятием висела тень банкротства. В статье были изложены разные точки зрения на проблемы МВЗ и пути выхода из создавшегося положения, обвинения руководства предприятия и, конкретно, его генерального директора Геннадия Синельщикова в бездействии. В ответном письме в редакцию "НГ" зам. главного конструктора МВЗ г-н Некрасов объяснил тяжелое положение фирмы отсутствием бюджетного финансирования и возложил всю вину на департамент авиации Минэкономики, хотя в 1998 г. Минэкономики перечислило на разработку Ми-38 более 9 млн. руб. При этом в письме было отмечено, что МВЗ продолжает работать и не собирается "падать". Особо было выделено позитивное значение сотрудничества МВЗ с американской фирмой "Сикорский". Откликов от заинтересованных правительственных чиновников не последовало. В этой статье "НГ-политэкономия" продолжает знакомить читателя с ходом "рыночных" реформ на знаменитом заводе.
Финансовое положение МВЗ отвечает всем признакам банкротства в соответствии с федеральным законом РФ "О несостоятельности (банкротстве)", (10-месячная задолженность по зарплате и невыплаты в бюджет.) Кредиторов, имеющих основание возбудить процедуру банкротства МВЗ, насчитывается несколько десятков, и некоторые из них, в частности, банки, проводят последовательную и жесткую политику финансового давления на предприятие. В том что один из мелких кредиторов подал иск в суд, в результате чего было возбуждено дело о банкротстве, нет ничего неожиданного. Отсутствие у руководства предприятия антикризисной программы, нежелание реформировать МВЗ, контроль действующей администрации над советом директоров привели к тому, что государство в лице руководителя департамента авиации Минэкономики Александра Книвеля попросту оказалось не в состоянии повлиять на руководство МВЗ. 9 апреля состоялся совет кредиторов. Процедуру банкротства можно было бы приостановить путем подписания кредиторами мирового соглашения, но по законодательству это возможно лишь в случае погашения предприятием задолженности по заработной плате. Естественно, что погасить 10-месячный долг сейчас нереально, то есть спасти предприятие от банкротства уже практически невозможно. Хотя слабые попытки избежать подобного развития ситуации все-таки предпринима-лись. Однако вылились они фактически в борьбу за руководящие посты.
Еще летом прошлого года г-н Книвель поставил вопрос о досрочном прекращении полномочии гендиректора г-на Синельщикова. Однако вопрос с повестки дня годового собрания акционеров был снят, что являлось грубым нарушением Закона "Об акционерных обществах". Тогда Книвель предложил созвать внеочередное собрание акционеров. Однако его проведению помешала бурная активность действующих руководителей МВЗ, организовавших поток обращений в различные государственные инстанции освою защиту. Обращения в защиту Синельщикова подписали все директора серийных вертолетных заводов, начальник Вооружения ВС РФ Ситнов, министр правительства Москвы Пантелеев, мэр Москвы Лужков, председатели комитетов ГД Пчелкин и Жуков.
Этим и ограничилось вмешательство государства в дела КБ. Главный куратор российского ВПК г-н Маслюков продолжает разбираться с кредитами МВФ. То, что в бюджете-99 изыскано 15 млрд. руб. на дополнительное финансирование силовых структур, в том числе 10 млрд. руб. на финансирование оборонного заказа, пока никак не отразилось на состоянии дел всемирно известного производителя вертолетов. Очевидно, что руководители такого ранга не всегда имеют возможность глубоко и детально разобраться во всех вопросах, подготовленных их аппаратом. Именно этим обстоятельством можно объяснить ежедневно ухудшающееся финансовое состояние КБ им. Миля. Это возможно только при отсутствии действенного контроля со стороны государства.
Понятно, что банкротства головного предприятия Миля уже не избежать. Однако естественным является вопрос, кто был и остается заинтересован в "падении" вертолетного гиганта. На этом фоне вызывает множество вопросов "благотворное" сотрудничество руководства "Миля" и "Сикорского". Как известно, "Сикорский" хочет продвинуть на наш рынок свой вертолет S-76, который является прямым конкурентом российскому вертолету Ка-62. Политика "Сикорского" состоит в том, чтобы сделать фирму Миля одним из звеньев для продвижения своей продукции на российский рынок. Как признался вице-президент "Сикорского" Стэфэн Мэлоун, S-76 является конкурентом Ка-62 и на мировом рынке, причем "Сикорскии" через МВЗ имеет доступ к дешевым российским технологиям и ресурсам. "Сикорский" не против банкротства МВЗ. Марка "Ми" очень дорого стоит. Конкурентоспособность этих вертолетов будет подорвана известием о банкротстве головного предприятия-разработчика.
На фоне последних событий, происходящих в нашей стране, банкротство МВЗ им. Миля может остаться незамеченным в обществе. Постепенное вымирание всемирно известных российских предприятии стало делом обыденным. Уход с рынка конкурента играет на руку западным фирмам, но у нас предпочитают такие факты просто не замечать.