← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Ан-124 как АНТ-2


24 мая 1999 г. Ариф Усейнов, Баку, Аркадий Дубнов, "Время"


Так в Баку помогали НАТО

Международный скандал с далеко идущими последствиями едва не спровоцировала вчера бакинская газета "Ени Мусават". Изложенная в ней со ссылкой на конфиденциальные источники история о том, как Россия в обход международного эмбарго якобы снабжает оружием Югославию, произвела эффект разорвавшейся бомбы в день, когда в Белграде окончательно провалились мирные переговоры по Косово.

19 марта транспортный Ан-124 "Руслан", принадлежащий Российской Федерации, запросил посадку для дозаправки в бакинском аэропорту Бина. Спецслужбы Азербайджана, получившие "наводку" от американских коллег, задержали самолет на запасной полосе и обнаружили на борту лайнера шесть или семь новеньких МиГов и другое вооружение. По данным газеты "Ени Мусават", весь этот груз сопровождали 40 военнослужащих под командованием генерал-лейтенанта. Благодаря разговорчивым сотрудникам бакинского аэропорта слухи о таинственном самолете начали циркулировать среди местных журналистов еще до вчерашней публикации. Дальнейшая ситуация поначалу сильно напоминала прогремевший ровно 9 лет назад скандал с вывозом из России танков компанией АНТ.

Все попытки газеты "Время" найти из Москвы подтверждение инциденту в силовых ведомствах Азербайджана окончились неудачно. Только в азербайджанском МИДе подтвердили, что случившееся имело место, из Москвы получена нота протеста российского МИДа, но за подробностями отослали к госсоветнику Азербайджана по международным делам Вафе Гулузаде. А он к тому времени уже успел официально заявить, что российский "Руслан", начиненный МиГами, направлялся в Югославию. И, по версии анонимных источников, с быстротой молнии распространившейся в Баку, посадку вынужден, был совершить только потому, что оказался в поле зрения системы раннего обнаружения НАТО, которая полностью контролирует воздушное пространство Югославии.

Подозрения о хитроумных планах Москвы, сорванных совместными усилиями спецслужб США и Азербайджана, усилились после сообщений об "экстренном" прибытии в Баку замминистра иностранных дел России Леонида Драчевского, который привез Гейдару Алиеву личное послание президента Ельцина и "поднял вопрос о судьбе задержанного самолета".

Но к концу вчерашнего дня пружина "самолетной" интриги внезапно расслабилась. Вдруг выяснилось, что визит г-на Драчевского был плановым, а послание Ельцина касалось дежурной темы двухсторонних отношений Москвы и Баку и связанного с ними карабахского урегулирования. А главное, выяснилось, что грузовой "Руслан", принадлежащий ульяновской коммерческой авиакомпании "Полет", действительно перевозил шесть МиГ-21 (в разобранном состоянии) из казахстанского Талды-Кургана - но не в Югославию, а в столицу Словакии Братиславу. Перед этим "Руслан" совершил коммерческий рейс из Братиславы в тот же Талды-Курган.

В Баку "грузовик" приземлился для дозаправки в соответствии с полетным заданием, которое как и другие документы, было предъявлено бдительным азербайджанским таможенникам. Тем не менее, экипаж из 18 российских граждан был задержан и помещен в гостинице бакинского аэропорта, без всякой возможности связаться с посольством РФ в Азербайджане. Вместе с ними - сопровождавшие груз россиянин и словак, а также 4 пассажира: двое граждан Казахстана, украинец и белорус, - всего 24 человека. Только 22 марта российские дипломаты узнали о случившемся от руководства авиакомпании "Полет", которое до того пыталось разрешить коллизию собственными силами.

Международного скандала в итоге не получилось. Можно только посочувствовать российским авиаторам, в очередной раз "погоревшим" на попытках заработать себе на жизнь, и азербайджанским спец-службам, видимо, погоревшим "на географии". Кстати, "перенос" Братиславы в Югославию - распространенная и среди школьников, и среди взрослых географическая ошибка.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/1999/5/24/80/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.