← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

МиГ-21 родился заново


25 мая 1999 г. Илья Булавин, "КоммерсантЪ"


Модернизированный советский истребитель начал борьбу за внешние рынки

Несколько дней назад на базе летно-испытательного центра Минобороны России в Ахтубинске истребитель МиГ-21-93 успешно поразил ракетой Р-73 класса "воздух-воздух" реактивную беспилотную мишень Ла-17М. Эти испытания подтвердили, что модернизированные старые добрые советские МиГ-21 способны успешно противостоять гораздо более современным самолетам и могут рассчитывать на успех на внешнем рынке.

Реактивный истребитель второго поколения МиГ-21, первая модификация которого была запущена в серийное производство еще в 1958 году, является одним из самых массовых самолетов в мире. Более 5,5 тыс. таких самолетов и сейчас стоят на вооружении более 40 стран мира. МиГ-21 участвовали практически во всех локальных конфликтах. Для своего времени это был лучший реактивный истребитель. МиГ-21 наводил такой страх на противников,что в начале 60-х, после того как СССР начал поставлять эти самолеты в Египет, Сирию и Ирак, перед ЦРУ и "Моссад" была поставлена задача во что бы то ни стало заполучить образец советского истребителя для детального изучения его боевых возможностей. В результате совместной операции израильской и американской спец-служб в 1S66 году иракский летчик Мундир Редфа угнал МиГ-21 в Израиль. А впоследствии, когда американцам и их союзникам удалось в ходе боевых действий добыть еще несколько истребителей, в США из МиГ-21 была сформирована специальная эскадрилья, получившая наименование "Агрессор", для отработки методов борьбы с этими самолетами.

Последняя серийная модификация, МиГ-21 БИС, была разработана в 1971 году- истребитель стал всепогодным, значительно увеличил свою огневую мощь, а по маневренным характеристикам отвечал требованиям, предъявляемым к самолетам четвертого поколения. Но в начале 80-х стало ясно, что время МиГ-21 прошло, и в 1986 году эти самолеты были сняты с производства. Им на замену пришли новейшие МиГ-29.

Однако в АНПК "МиГ" списывать МиГ-21 со счетов не стали. И в 1989 году начали прорабатывать вопрос модернизации МиГ-21 БИС. В результате на базе истребителя удалось создать фактически новый многоцелевой самолет. Заменено было практически все оборудование и вооружение: установлены новая система управления вооружением на базе новой радио-локационной станции "Копье" и нашлемного целеуказания (если раньше МиГ-21 мог сопровождать и обстреливать только одну цель, то теперь он способен одновременно сопровождать восемь и обстреливать две цели), новые средства навигации и связи. Самолет, названный МиГ-21-93, получил новое вооружение: самые современные ракеты "воздух-воздух" средней дальности РВВ-АЕ и Р-27, малой дальности Р-73; для уничтожения РЛС зенитных ракетных комплексов ПВО он может оснащаться управляемыми ракетами Х-25МП, а для действия по наземным целям - корректируемыми бомбами КАБ-500КР.

В итоге эффективность самолета увеличилась в восемь раз, в воздушном бою он будет превосходить первые модификации американских F-15A и F-16А, сравнится с французским Mirage-2000 и лишь из-за меньшего боекомплекта будет уступать F-15C и F-16C.

Усилия микояновцев и производителей МиГ-21 (нижего-родского авиазавода "Сокол") не пропали даром. Более полутора тысяч МиГ-21 БИС состоят на вооружении более десяти стран мира, большинство из которых не имеет средств для закупки больших партий новых современных самолетов. И только модернизация имеющихся парков МиГ-21 позволит им значительно повысить боевую мощь национальных ВВС. (Кстати, это поняли не только в Москве - модернизацией МиГ-21 активно занимается также израильская IAI.)

Один контракт на переоборудование 125 МиГ-21БИС в вариант МиГ-21-93 госкомпания "Росвооружение" уже заключила в 1996 году с Индией на сумму $325 млн (по просьбе заказчика на самолеты будет устанавливаться французская авионика). И теперь российские экспортеры начали борьбу за новые заказы. Поэтому "Росвооружение" из своих средств профинансировало не только отработку применения МиГ-21-93 ракеты Р-73 (по некоторым данным, именно этой ракетой югославский МиГ-29 сбил американскую "невидимку" F-117), но и рекламную съемку испытаний с параллельно летящего самолета-фотографа. Отснятый на пленку успешный пуск Р-73 (летящая на высоте 5 км мишень была обнаружена на расстоянии 8 км, после захвата цели МиГ-21-93 с ней сблизился и с 3,5 км выпустил ракету, которая поразила заднюю полусферу Ла-17М), видимо, должен окончательно убедить потенциальных заказчиков в преимуществах российской модернизации советского самолета...




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/1999/5/25/84/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.