← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Ан-70:к завоеванию Европы готов


31 мая 1999 г. Екатерина Титова, "Российская Газета"


Вчера Россия и Украина приняли двустороннее соглашение, которое ставит точку в долгом споре о правах собственности на создаваемый двумя странами оперативно-тактический самолет нового поколения Ан-70.

Теперь он на равных условиях будет принадлежать Международному консорциуму "Средний транспортный самолет" ("СТС"). Как уверяют эксперты, это не только обеспечит машине стабильное финансирование Министерств обороны России и Украины, но и гарантирует ей государственный заказ. Факт по нынешним временам крайне редкий. Кроме того, страны Запада получают в лице консорциума мощного конкурента, объединяющего авиапромышленность России и Украины.

Как заявил в эксклюзивном интервью "Российской газете" помощник Президента России Евгений Шапошников, одновременно председательствующий по российской части межправительственной российско-украинской комиссии по созданию самолета Ан-70, консорциум будет отвечать за машину на всех этапах ее создания и эксплуатации.

Пока Ан-70 существует лишь в одном экземпляре, который в настоящее время проходит летные испытания. В России и на Украине Ан-70 должен прийти на смену АН-12 (парк которых к 2005 году полностью исчерпает свой ресурс). Перед предшественником Ан-70 имеет ряд очевидных преимуществ. Его грузоподъемность выше в 2,3 раза, дальность полета с грузом - в 10 раз и т.д. В целом же потребности двух стран в нем оцениваются в 300 единиц, а мирового рынка - в 1000 машин. Невысокая базовая стоимость Ан-70 (50 миллионов долларов) при высоких технических характеристиках объясняет заинтересованность и западноевропейских стран принять участие в создании Ан-70.

Деятельность консорциума будет основываться на принципе равенства двух стран с обязательным паритетом государственных долей России и Украины. Для этого "СТС", существовавший с 1996 года в виде закрытого акционерного общества, будет преобразован в ОАО. Госпакеты акций консорциума составят по 13 процентов каждый, что в сумме образует блокирующий пакет. Оставшиеся акции будут поровну разделены между авиапредприятиями-участниками проекта.

Государственное участие в "СТС" может выразиться в передаче консорциуму в лизинг высвобождаемых в результате сокращения парка военно-транспортной авиации самолетов. Вырученные от передачи в аренду средства будут направляться на финансирование программы Ан-70.

Кроме того, она также может быть использована как для выкупа госпакета акций, так и для погашения долгов Министерств обороны России и Украины перед проектом. Причем последний фактор является основным, препятствующим началу серийного производства Ан-70, которое запланировано на начало 2002 года. По словам Евгения Шапошникова, объем задолженности России составляет 200 миллионов рублей, а Украины - сумму в четыре раза меньшую.

Строительство Ан-70 относится к числу приоритетных программ в России и на Украине. Ее реализация обеспечивает создание и сохранение около 100 тысяч рабочих мест в высокотехнологичных отраслях промышленности. В общей сложности в проекте будет задействовано свыше 100 российских и не менее 20 украинских предприятий. Заметим, что самолет имеет веские основания быть принятым на вооружение не только в странах экс-СССР.

Активный интерес к нему проявляют европейцы. Им также предстоит снять с вооружения устаревшие военно-транспортные С-130 и С-160. Но на создание подобного Ан-70 самолета Западной Европе потребуется 6-8 миллиардов долларов. Счетная палата Франции пришла к неутешительному выводу, что каждая подобная прежней машина обойдется от 95 до 118 миллионов долларов. Аккумулировать необходимые ресурсы, оказывается, не так-то просто. Тому же европейскому конкуренту Ан-70 - военно-транспортному самолету "ФЛА", в создании которого участвует "Эрбас идастри милитари компани", - пока не удается изыскать средства для начала программы. Поэтому проект уже в течение нескольких лет продолжает оставаться на бумаге.

Так что перспективы у Ан-70 самые обнадеживающие. Существенное отставание в собственных разработках подталкивает страны Запада к кооперации с Россией и Украиной. На этот счет сейчас ведутся самые активные переговоры. Речь идет об использовании Ан-70 в качестве базовой модели для европейского транспортного самолета Ан-7Х. По поручению правительства ФРГ такую возможность изучили специалисты немецкого консорциума "Даймлер Крайслер Аэроспейс". Их мнение может стать определяющим для коллег Евросоюза: Ан-70 вполне подходит на роль прототипа единого военно-транспортного самолета. В результате все большее число фирм выражает готовность присоединиться к программе. В частности, в начале мая этого года германская авиастроительная промышленность создала собственный консорциум "Аэротрак ГмбХ", который выступит кооперационным партнером "СТС" в рамках реализации программы Ан-7Х.

Учитывая интерес стран Запада к Ан-70, консорциум, по словам Евгения Шапошникова, будет открыт для вступления в него третьих стран на условиях заключения трехсторонних межправительственных соглашений. Не исключено, что в итоге этой кооперации может быть создана единая европейская промышленная структура по производству этого самолета.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/1999/5/31/89/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.