Российские производители вооружений ведут конкурентную борьбу и заключают соглашения с иностранными компаниями.
На выставке авиакосмической техники, проходящей в эти дни в парижском предместье Ле.Бурже, одна из главных интриг развертывается вокруг европейского среднего военно-транспортного самолета. За право стать им соревнуются российско-украинский Ан-70, американский C-130J и еще не существующий в природе проект концерна "Эрбас Индастри" А-400М. Прогнозируется многомиллиардный заказ на самолет, который сумеет победить в международном тендере. Машины будут закуплены Россией, Украиной, Германией, Великобританией, Францией, Италией, Испанией, Турцией и другими странами Европы.
Ан-70, или, как он проходит по тендеру, Ан-7Х, - опробованный в небе самолет. За его продвижение особенно ратует Германия. В оппозиции к этому проекту - Великобритания и Турция. Другие страны еще не определились, - это своеобразное тендерное болото.
Американский C-130J - модернизация транспортника 30-летней давности - уступает Ан-7Х по объему транспортного отсека (200 куб. м против 325), по грузоподъемности (20 тонн против 47) и многим другим параметрам. Выигрывает российско-украинский самолет и по Цене: 45,8 млн. евро, против 60-80 млн. у С-130J и 70-90 млн. у А400М.
Казалось бы, все объективные преимущества на стороне российско-украинского проекта, тем более что закладывается организационная база под его развитие: совместно с Германией создан консорциум из восьми фирм, именуемый "Аэротрак", который при победе Ан-7Х разрастется до общеевропейского. Однако в дело вмешивается политическая конъюнктура. Франция хотела бы загрузить производственные мощности "Эрбас' Индастри"; Европейскую кооперацию без России и Украины поддерживает ряд других стран, даже несмотря на то что первый А-400М при всех благоприятных обстоятельствах поднимется в воздух не ранее 2004 года. Подмешивается к этому подозрительность Западной Европы к надежности русских как партнеров, страшит непредсказуемость их поведения, что в очередной раз подтвердил неожиданный ввод 200 российских десантников в Косово (как раз в день открытия выставки в Ле Бурже). А ведь прозрачность действий по созданию и эксплуатации среднего транспортного самолета должна быть гарантирована на многие десятки лет. Кроме того, по мнению экспертов, при проработке соглашения по Ан-7Х его разработчики наверняка начнут повышать цену. Противники российско-украинского проекта также утверждают; что стоимость обслуживания АН-7Х слишком велика.
Тем не менее разработчики Ан-7Х настроены оптимистически, свои шансы они оценивают 50 на 50. Независимые эксперты дают другие оценки: у Ан-7Х всего 8% на успех, у А-400М - 90% и у С-130J -не более 2%. Итоги тендера будут подведены в феврале 2000 года.
А вот нижегородский авиазавод "Сокол", выступающий в Ле Бурже под эгидой "Росвооружения", свои шансы реализовал удачно. Он подписал контракт с итальянской фирмой "Аэромакки" на совместное производство учебного самолета Як-130/АЕМ.