Украинское КБ имени Антонова сбивает цены собственным акционерам.
Рынок крупногабаритных грузоперевозок, родившийся одновременно с самолетом "Руслан" (гражданская версия военно-транспортного АН-124), раздирают конкурентные войны. Ведутся они между двумя крупнейшими авиакомпаниями: "Авиалинии Антонова" и "Волга-Днепр". По итогам прошлого года их присутствие на рынке составляло, соответственно, 7% и 50%. Такая ситуация не устраивает КБ им. Антонова, разработчика "Руслана" и одновременно учредителя украинских "Авиалинии Антонова". И КБ вступило с более удачливым конкурентом в схватку.
С тех нор как под "Руслан" в США были стандартизированы параметры грузов, самолет оказался встроен в технологические цепочки крупнейших корпораций Соединенных Штатов, включая военные. Одними из первых оценили достоинства нового авиагрузовика в Lockheed Martin, выпускающей ракеты, самолеты, спутники связи и другие вооружения для Пентагона.
С 1995 года в корпорации используют "Русланы" (преимущественно "волгоднепровские") при перевозке крупногабаритных грузов для космических и военных программ. На днях Lockheed приступил к реализации заключенного с "Авиалиниями" еще в 1997 году контракта, сообщил "Сегодня" исполнительный директор компании Константин Лушаков. Это удивило специалистов, поскольку, по информации "Сегодня", корпорация много лет сотрудничает с компанией "Волга-Днепр" по тем же программам. Гендиректор авиакомпании Алексей Исайкин пояснил, что "контракт между нами и Lockheed Martin действует, разрывать его никто не собирается. Что касается "Авиалиний Антонова", такая тактика, к сожалению, характерна для них и ставит целью выбить нас с рынка. Это ни разу не удавалось, но цены они сбивают существенно, не только нам, но и себе". Вероятно, и в случае с Lockheed имел место демпинг.
Рынок нестандартных грузов оценивается в 300 млн долл., а все операторы вместе взятые перевозят грузов на 200 с небольшим млн долл. в год. В таких случаях конкуренты договариваются о ценах, чтобы зарабатывать как можно больше. То, как "Волга-Днепр" и антоновцы "толкаются локтями", выглядит странно. Но похоже, в самих "Авиалиниях Антонова" ничего не решают. Экспансию явно инициировали не они, а руководство КБ. На вопрос: с какой целью принадлежащая КБ авиакомпания сбивает цены на рынке, корреспондент "Сегодня" услышал от ведущего специалиста КБ Григория Лугового буквально следующее: "Алчность обуяла человека (Исайкина. - Прим. ред.), вот вся беда. У нас в компании пять самолетов, и мы кормим 7,5 тысяч человек, а у них семь самолетов на 350 человек. "Волга-Днепр" - компания, которая имеет сумасшедшие деньги, а "Авиалинии Антонова" работают как компания государственная. Куда они деньги девают? Может, они у них в банках, а мы просим всего 1% за обслуживание - платить отказываются". Речь вот о чем: "Волга-Днепр" отказывается уплатить КБ им. Антонова "взносы" за техническое заключение о состоянии "Русланов", необходимое для продления летного ресурса. КБ, получается, так мстит: не хочешь делиться - получай. А то, что сами антоновцы при этом теряют огромные деньги, - дело второе. Забавно, что КБ им. Антонова является одновременно и акционером компании "Волга-Днепр", где имеет 5-процентный пакет акций. Конструкторы от собственной мстительности страдают трижды: когда заламывают цены на обслуживание и не получают ни копейки, когда сбивают цены для собственной авиакомпании и когда "топят" акционеров-конкурентов.