Пилоты дальней авиации впервые за последние годы слетали к Америке.
Один из завершающих аккордов крупнейших военных учений "Запад-99" был сыгран в конце прошлой недели летчиками Дальней авиации ВВС РФ. В ночь с четверга на пятницу с авиабазы "Энгельс" Поднялись две пары стратегических ракетоносцев 22-й гвардейской тяжелой бомбардировочной Донбасской Краснознаменной дивизии.
Родной аэродром отпускать не хотел - заправленные под горловины баков машины разбегались долго. Взлетев, самолеты взяли курс на север. Впервые за несколько лет им предстоял полет "за угол". Это означало, что, достигнув заданной точки в Северном Ледовитом океане, машины резко повернули на юго-запад. От берегов Норвегии "стратеги" легли на разные маршруты.
Пара сверхзвуковых Ту-160 прошла вдоль всего побережья этой страны, имитировала пуск крылатых ракет Х-55, развернулась и тем же маршрутом возвратилась в район своей базы. Норвежские F-16 вышли на перехват слишком поздно - за несколько лет натовские пилоты, похоже, потеряли навыки работы по восточным гостям. Выйдя в район южного полигона ВВС, один из экипажей выполнил реальный пуск. Не ожидая окончания трехчасового полета ракеты, "Блэк-джеки" (так называют Ту-160 в НАТО) вернулись на аэродром, проведя в воздухе 12 часов.
А в это время пара Ту-95МС была еще на маршруте. В ходе 15-часового полета они пересекли Северную Атлантику, сделали круг над Исландией, обозначили пуск ракет и вернулись назад, по пути также запустив Х-55 по цели на полигоне. Командир группы по возращении доложил командующему 37-й воздушной армией генерал-лейтенанту Михаилу Опарину: "Задание выполнено, произведен пуск ракет, дважды дозаправились в воздухе, противник пытался перехватить четырежды".
Дальняя авиация, в нескольких последних учениях выполняющая роль "терминатора" в условных конфликтах, и на этот раз подтвердила высокую боеготовность и способность наносить удары по любой точке планеты без входа в зону ПВО противника. Мощь 37-й армии в скором времени может значительно увеличиться - по словам генерала Опарина, президент Ельцин подписал документы, в соответствии с которыми в Россию в ближайшее время могут вернуться до десятка ненужных Украине Ту-160, увеличив российский арсенал в два с половиной раза.
У пилотов-дальников сейчас тяжелое время. Дело не в мизерной зарплате. Спросите у летчика: чего ему не хватает, и в 9 из 10 случаев разговор пойдет не о зарплате, а о топливе. Рожденный ползать летать не может, но рожденный летать ползания не приемлет.
При всей незавидности нынешнего положения военных летчиков есть одна грань их судьбы, которой нельзя не завидовать. В их жизни есть победы, причем победы безусловные. Не надо никому ничего доказывать, не надо ждать признания в будущем, не надо соизмерять успех с издержками. Возвращение из полета "за угол" поднимает их над суетой.
Когда маленький сын, встречающий у полосы возвращающийся ракетоносец, говорит: "Это самолет моего папы", когда жена, вчера сгоряча сказавшая: "Ведь ты же в этом году почти не летал!", сегодня гладит небритую щеку вернувшегося пилота, он получает едва ли не самое большое вознаграждение, которое припасено для человека в тощей сумке даров судьбы.