← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Из-за состояния ВПП авиасалон в Жуковском.оказался под угрозой


15 июля 1999 г. Владимир Бекметов, "Сегодня"


В аэропорту "Раменское", более известном как испытательный полигон Летно-исследовательского института (ЛИИ) в Жуковском, полным ходом идет подготовка к 4-му Международному авиасалону. В августе там соберутся авиапромышленники и просто любители авиашоу со всего мира. По данным устроителей, салон посетят не менее 100 тыс. специалистов авиационного бизнеса, не считая публики. Но, как выяснилось, этот салон может стать дяя России последним: дальнейшая судьба уникального аэродромного комплекса вызывает опасения. По информации "Сегодня", взлетно-посадочная полоса (ВПП), на которой будут демонстрировать свое мастерство асы, едва ли не в аварийном состоянии.

Сверхсекретный до недавнего времени "объект" всегда значил для отечественной авиации то же, что Байконур для космонавтики. В Жуковском находится самая длинная в Европе взлетно-посадочная полоса протяженностью 5,4 км, что позволяет проводить сложнейшие испытания, моделировать экстремальные и аварийные ситуации. Но сейчас за высоким забором ЛИИ царит запустение. Уходящая за горизонт "бетонка" заставлена брошенными самолетами, испытания почти не проводятся. Порт иногда используют как грузовой, да раз в два года проводят авиашоу. Прибыли не дает ни то, ни другое. Авиасалоны становятся прибыльными раз на десятый. Что же касается грузоперевозок, они скорее благотворительные, чем коммерческие. Платят за эксплуатацию аэродрома только МЧС и "Газпромавиа", остальные авиакомпании, пользуясь тем, что они принадлежат базирующимся на аэродроме ОКБ, летают практически бесплатно. При этом КБ в финансировании аэродрома не участвуют. "Коммерцией на аэродроме занимаются все кому не лень, а ответственность за финансирование лежит на институте", - пожаловался "Сегодня" начальник ЛИИ Вячеслав Бакаев.

По мнению авиационных экспертов, претензии Бакаева не вполне обоснованы: "Раменское" является АО, все акции которого принадлежат ЛИИ, и кому, какие институту, отвечать за собственное имущество. С другой стороны, сам институт - госструктура, а его имущество - госсобственность, и кому, как не государству, поддерживать режимный аэродром. Государство в меру сил его поддерживает: ежегодно из бюджета перечисляется около 2 млн долл. на содержание взлетной полосы. Остальным режимным объектам такое и не снилось. Другое дело, что этой суммы на полноценный ремонт может не хватать - как уверяет Бакаев, ежегодно необходимо тратить на аэродром 3-4 млн долл. Странно то, что ситуация длится не первый год и до сих пор не стала предметом для обсуждения на уровне правительства. Похоже, до недавнего времени она вообще всех устраивала, особенно руководство ЛИИ. По информации источников "Сегодня", большая часть заработанных средств и немалая часть бюджетных уходили в карманы институтского начальства. Это подтверждает и Бакаев. "В прошлые годы неучтенные взлеты и посадки проводились сотнями, деньги шли налево", - сообщил он "Сегодня". Не в один день образовались на территории порта и более 200 коммерческих структур, которые там базируются. Власти заинтересовались происходящим лишь после того, как ЛИИ едва не объявили банкротом. Государство тогда вмешалось, сменили руководство. На этом все застопорилось. "Придя в институт я поставил перед спецпрокуратурой вопросы о законности существования на этой территории коммерческих фирм. Ответов пока не получил", - говорит Бакаев. Коммерческие структуры продолжают работать. Полоса покрывается трещинами. Аэродромные службы постепенно приходят в негодность.

Как утверждают специалисты, радиотехнические и сигнальные системы давно выработали ресурс и нуждаются в срочной замене. Способов раздобыть денег немного. Первый, почти нереальный - добиваться субсидий и использовать полосу исключительно как испытательный полигон. На этом настаивают испытатели. Авиаконструкторы, в первую очередь военные, их поддерживают: по ик мнению, после югославских событий правительство обязано заинтересоваться военной авиацией. Есть идея строительства в Жуковском международного грузового терминала. Но расчеты показывают, что это неэффективно (существующие аэропорты загружены на 50%). К тому же совместное использование объекта гражданскими и военными почти нереально из-за режима секретности. В самом ЛИИ рассчитывают, что государство могло бы пролоббировать осуществление у них перевозок "Росвооружения". А там, глядишь, и авиасалон начнет давать прибыли. Но, по мнению экспертов судьба салона под вопросом уже сейчас: аэродромное оборудование пока еще можно использовать для грузовых рейсов, но для испытательных полетов, а тем более для авиасалона оно совершенно непригодно. Предполагалось, что к салону будут выделены средства на обновление техники, но этого не случилось. Денег не дали. Авиасалон проводить собираются. Возможно, в последний раз.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/1999/7/15/115/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.