← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Работяга "Ильюшин" получает заграничный паспорт


9 июля 1999 г. Сергей Шараев, "Труд"


Впервые наш самолет получил сертификат американского федерального управления гражданской авиации

Это сенсационное событие для российских самолетостроителей, поскольку до сих пор западный рынок был закрыт для их продукции. Транспортный Ил-96Т и его пассажирский "близнец" Ил-96М являются глубокой модернизацией уже эксплуатирующегося Ил-96-300.

По словам председателя комитета по сертификации и авиационным правилам МАК академика Анатолия Круглова, сертификация ильюшинского самолета длилась белее четырех лет. За этот период в России побывали порядка 70 групп исключительно профессиональных американских экспертов. Они исследовали самолет вплоть до шплинта. Для того чтобы получить желанный сертификат АК им. С.В. Ильюшина, пришлось отказаться от российских двигателей в пользу американских "Пратт энд Уитни" и от российской бортовой электроники в пользу американской "Рокуэл Коллинз". Но игра стоила свеч. Сертификат открыл дорогу Ил-96Т и в перспективе Ил-96М к честной конкуренции с "Боингом-777" и "Аэробусом-340". Тем более что ведущие международные компании намерены потратить в ближайшие годы 300 млрд. долларов на закупку самолетов этого класса.

Ил-96Т привлекает, как любой самолет, сделанный в России, прежде всего ценой. Он обойдется всего в 75 млн. долларов. Для сравнения: стоимость лизинга "Боинг-777" колеблется от 120 до 180 млн. долларов.

Главным покупателем "Ильюшиных" нового семейства обещает стать "Аэрофлот". Крупнейший российский авиаперевозчик пока не отказывается от своих намерений до 2005 года приобрести 3 самолета Ил-96Т и 17 Ил-96М. На эти цели "Аэрофлот" намерен выделить 1,5 млрд. долларов. Беда вот только в том, что самолет этот пока существует в единственном достроенном, а потому скорее "выставочном", чем рабочем экземпляре. Да и тот взлетел лишь благодаря финансовой поддержке "Пратт энд Уитни" и "Рокуэл Коллинз", вложивших в проект 130 млн. долларов.

В прошлом году правительство чуть ли не обязало "Аэрофлот", увлекшийся закупкой "Боингов" и "Аэробусов", купить эти 20 .самолетов.. Дело в том, что подписанию того протокола предшествовало постановление правительства от 7 июля 1998 года. Согласно ему, таможенные льготы на ввозимые российскими авиакомпаниями зарубежные самолеты предоставлялись только в случае, если в России нет производства прямых сертифицированных аналогов. Авиаперевозчик при этом обязан инвестировать три рубля в отечественное авиастроение на каждый освобожденный от таможенных платежей рубль, а также гарантировать заключение конкретных договоров с производителями.

Зарубежными партнерами в сделке выступили американский "Эксимбанк" (его доля составляла 1млрд. 75 млн. долларов) и ЕБРР (400 млн.), а также заинтересованные в проекте американские компании "Пратт энд Уитни" и "Рокуэл Коллинз". При этом основным условием участия в проекте "Эксимбанка" было приобретение "Аэрофлотом" в лизинг 10 "Боингов", а также получение Ил-96М/Т американского сертификата летной годности. Запланированный график поставки самолетов, в соответствии с которым в 1998 - 1999 гг. "Аэрофлот" должен был получить по одному Ил-96Т, в 2000 году - два и с 2001 года остальные Ил-96М, был сорван.

Причина в том, что "Эксим-банк", по нашей информации, поддавшийся давлению американских авиастроителей, ушел от выполнения своих обязательств. А "Аэрофлот" летает тем временем, на "Боингах".




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/1999/7/9/108/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.