← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Небесное умиротворение


9 июля 1999 г. Алексей Синицкий, "Финансовые Известия"


Собрания акционеров крупнейших российских авиакомпаний прошли без шума

Авиаторы называют лето "высоким сезоном". Именно сейчас, в разгар летних перевозок, авиакомпании зарабатывают главные деньги года. На фоне жаркой работы не менее важным остается вопрос, кому эти деньги достанутся. Косвенным ответом на него служат результаты собраний акционеров, которые состоялись в компаниях "Аэрофлот", "Трансаэро" и "Внуковские авиалинии".

Как заявил "Известиям" один из топ-менеджеров "Аэрофлота", после подведения итогов собрания акционеров руководство компании вздохнуло с облегчением. Ведь ждали, хотя и старались не говорить об этом вслух, боя со стороны "команды Березовского" - группы управленцев, уволенной гендиректором компании Валерием Окуловым. По свидетельству осведомленных лиц, даже за несколько дней до собрания не было известно, какое количество голосов аккумулировали уволенные управленцы и чем это обернется. Как выяснилось, количество весьма небольшое - никакого боя не случилось.

На фоне отсутствия главного скандала другие проблемы выглядели и вовсе мелочами. Один небольшой скандальчик возник после собрании. Один из аэрофлотовских профсоюзов (всего их пять) обвинил руководство компании в фальсификации итогов голосования, в результате чего глава этого профсоюза не попал в советдиректоров. Впрочем, говорят, этот профлидер метит вдепутаты, так что скандальчик вполне может оказаться стартом его предвыборной кампании.

Другая проблема была связана с прежним реестродержателем "Аэрофлота" - ЗАО "Фондовая регистрационная компания". Проведя конкурс, "Аэрофлот" назначил себе нового регистратора - "Национальную регистрационную компанию", однако ФРК несколько раз сорвала установленные сроки передачи реестра новому реестродержателю.

Отсутствие данных реестра могло бы сорвать собрание. "Аэрофлоту" пришлось пожаловаться в ФКЦБ и подать иск в арбитраж. Под угрозой отзыва лицензии ФРК все-таки передала реестр, так что теперь обжаловать легитимность собрания акционеров из-за неясной ситуации с реестром уже невозможно. Молва традиционно связывает ФРК с людьми Березовского, а события вокруг реестра трактуются как элемент давления на авиакомпанию. Если так, то особого давления не получилось. Новый совет директоров возглавил министр транспорта Сергей Франк. Что касается гендиректора компании Валерия Окулова, то из его пятилетнего контракта прошло только два года, поэтому никаких вопросов по кандидатуре гендиректора не было вообще.

Точно так же не произошло ничего выдающегося и на собрании акционеров "Трансаэро". Это выглядит довольно удивительно на фоне прошлогодних скандалов с альтернативными собраниями и двумя советами директоров (тотоа фирмы, опять-таки связанные с Березовским, пытались захватить контроль над компанией). Тем не менее, по признанию представителя "Трансаэро", все произошло совершенно спокойно, никакой критики в адрес руководства не прозвучало. Соответственно, сохранили свои посты все члены совета директоров и глава авиакомпании Александр Плешаков.

Поскольку "Трансаэро" закончила год с убытками, дивиденды решено было не выплачивать. Несколько лучше оказались дела в "Аэрофлоте" - на выплату дивидендов было направлено более 9 млн рублей. Правда, по признанию Валерия Окулова, вся эта прибыль - "бумажная", получившаяся за счет курсовых разниц. Да и сумма не так уж велика - в пересчете на одну акцию номиналом один рубль получаются копейки.

Совсем иначе, как оказалось, обстоят дела во "Внуковских авиалиниях". Тяжелое положение этой компании, балансирующей на грани банкротства, общеизвестно. В качестве одного из вариантов ее спасения рассматривается возможность объединения с новосибирской авиакомпанией "Сибирь". Уже сейчас новым гендиректором "Внучки" назначен Владислав Филин, сохранивший за собой и пост гендиректора "Сибири".

Тем не менее "Внучка" продемонстрировала "неплохие финансовые результаты". Как заявил Интерфаксу первый заместитель гендиректора авиакомпании Александр Климов, на акцию номиналом один рубль будет выплачен 21 рубль дивидендов. Это просто прекрасно для компании, самолеты которой по большей части стоят на земле.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/1999/7/9/112/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.