← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Как воздух


11 августа 1999 г. Виктор Хамраев, "Время"


Авиадиспетчеры требуют вернуть право на забастовки.

Права бастовать авиадиспетчеры лишились 8 июля этого года. Именно в тот день президент подписал закон о поправке в ст. 52 "Воздушного кодекса", согласно которой в России более "не допускаются забастовки или иное прекращение работы авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения".

Федерация профсоюзов авиадиспетчеров (ФПАД) оспаривала поправку еще в марте, когда ее проект только обсуждался в Думе. Оспорить не удалось: запрет понравился и президенту, и Совету Федерации и подавляющему большинству Думы (против голосовала всем составом лишь фракция "Яблоко"). Теперь ФПАД готовит запрос в Конституционный суд (КС), чтобы там отстоять свое право на забастовку. При этом Федеральная авиационная служба (ФАС), с подачи которой правительство еще при премьере Кириенко инициировало проект запрета, уверена в конституционной чистоте поправки.

Конституция в статье 17 требует, чтобы права и свободы одних граждан не нарушали прав и свобод других, как пояснил корреспонденту газеты "Время" начальник законодательного управления ФАС Юрий Корзунов. А статья 55 напрямую позволяет ограничивать свободы, если речь идет о защите здоровья, законных интересах других лиц, об обороне и безопасности страны. При диспетчерских забастовках часть пассажиров, имея билеты, не может вылететь из-за отмены рейсов, другая часть, находясь в полете, лишается гарантий безопасности. А поскольку военные и гражданские органы управления воздушного движения (УВД) в стране едины, то ФАС находит в забастовках и угрозу обороноспособности.

Профлидеры категорически не согласны с такой трактовкой своих стачек. ФПАД грозит забастовкой обычно при задержках зарплаты. Профлидерам непонятно, почему диспетчерам не платят, в то время как пассажиры уже купили билеты и, стало быть, оплатили аэронавигационные услуги. Угрозы безопасности полетов в забастовках Профлидеры тоже не видят. Вице-президент ФПАД Игорь Федосеев заверил корреспондента газеты "Время", что при забастовках диспетчеры не покидают рабочих мест, обслуживая литерные рейсы, санитарную авиацию, военно-транспортные самолеты и борты МСЧ. Все пассажирские рейсы, которые на момент начала забастовки находятся в воздухе, тоже обслуживаются, пока не долетят до аэропорта. Однако Юрий Корзунов утверждает, что далеко не всегда авиадиспетчеры в период забастовки выполняют этот минимум работ.

Кроме Конституции, г-н Корзунов ссылается на зарубежный опыт, в частности США, где авиадиспетчерам запрещено бастовать. Профбоссы возражают и против этого. Во всем мире, в том числе и в России, действует конвенция Международной организации труда, которая позволяет запреты на забастовку только в отношении госслужащих. Все авиадиспетчеры США - госслужащие. Игорь Федосеев заявляет, что Профлидеры не раз предлагали руководству ФАС перевести диспетчеров в разряд госслужащих. Юрий Корзунов, напротив, заявляет, что профсоюзы категорически возражают против обращения диспетчеров в госслужащих.

Кто из них прав, в конечном счете решит КС, если получит обещанный ФПАД запрос. Профлидерам, по словам г-на Федосеева, необходимо право на забастовку именно потому, что иным способом авиадиспетчеры не могут чего-либо добиться от своих работодателей. Нынешняя стабильная ситуация с зарплатой, утверждает г-н Федосеев, - итог перманентных угроз забастовкой в прошлые годы.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/1999/8/11/144/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.