← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Украина давит на газ


10 сентября 1999 г. Владислав Максимов, Михаил Классон, "Ведомости"


Перспективный украинско-российский проект самолета Ан-70 может получить новый импульс. На Украине нашли способ устранить последнее препятствие - долг российского Минобороны киевскому АНТК им. Антонова в $51,7 млн. Однако, российская сторона не располагает данными о плане украинских коллег.

По словам замминистра промышленной политики Украины Валерия Казакова, "разработана схема погашения задолженности, которая предусматривает передачу долга российского военного ведомства на баланс РАО "Газпром". Он же добавил, что в российском правительстве на этот счет подготовлено соответствующее распоряжение.

Со слов Казакова, механизм погашения выглядит так. Долг Минобороны в размере $51,7 млн. передается на баланс ОАО "Газпром". Далее возможны варианты. Дополнительный объем газа на эту сумму поставляет на Украину энергетическая корпорация "Итера" и реализует украинским предприятиям, задействованным в кооперации с АНТК им. Антонова. Другой вариант - продажа поставленного газа третьим странам. Полученные от продажи деньги поступают на счет АНТК им. Антонова, и концерн получает возможность профинансировать очередной этап государственных испытаний Ан-70.

Военно-транспортный самолет АН-70 -продукт российско-украинского сотрудничества последних лет. Проект предусматривает, в частности, поставку 200 самолетов для ВВС двух стран. Ан-70 имеет хорошую экспортную перспективу: существует проект по созданию на его базе модели AN-7X, адаптированной под стандарты стран НАТО.

Пока министерства обороны обеих стран не в состоянии оплачивать проект, он финансируется в основном силами АНТК им Антонова и его структур Главным образом из валютной прибыли грузоперевозок компании "Авиалинии Антонова" (ее представители утверждают, что авиакомпания финансирует до 90°о проекта АН-70). А оборонные министерства обеих стран автоматически признают эти объемы финансирования своими долгами "Сумма долга российского министерства колеблется вокруг цифры $50 млн. уже с 1997 г, когда началась реализация проекта", - сказал руководитель пресс-службы АНТК Андрей Совенко. Схему погашения задолженности газом в АНТК считают приемлемой.

По мнению представителя департамента международного сотрудничества правительства РФ Юрия Цуканова, "проекта такого распоряжения (о котором говорил Казаков) не существует". "Думаю, что информацию об этой схеме можно связывать только с проблемой погашения задолженности Украины России за поставленный газ", - считает Цуканов. По его словам, в последний раз украинская сторона напоминала о долге российского Минобороны разработчикам Ан-70 16 июля, на киевском заседании украинско-российской комиссии по сотрудничеству Российские представители заявили, что долг Минобороны "антоновцам" может быть лишь списан с задолженности Украины за российский газ, которая превышает $1,6 млрд. Что было закреплено в протоколе.Российских участников схемы, которую описал украинский замминистра объединяет одно обстоятельство. Каждый из них об этой идее услышал лишь со слов Валерия Казакова.

По мнению вице-президента компании "Итера" Владимира Мартыненко, подобная схема может быть интересна его корпорации. Для "Итеры", чьи объемы реализации в 1998 г. составили 40 млрд куб. м газа (в валютном эквиваленте - около $2,5 млрд.), $51 млн. - сумма не самая внушительная. Однако компания планирует активно развиваться на украинском рынке и потому не прочь принять предложение об участии в расшивке долгов российского Минобороны киевским авиастроителям. Никаких официальных предложений "Итера" пока не получала. В пресс-службе ОАО "Газпром" говорят, что со стороны концерна никаких официальных заявлении по этому поводу в ближайшее время тоже не последует. Для представителей ЗАО "Средний транспортный самолет" (российско-украинский производственный концерн, созданный в 1996 г. специально для реализации проекта Ан-70) "газово-самолетная" схема также оказалась сюрпризом.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/1999/9/10/159/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.