"Сегодня кооперация разных служб и экономия - наиболее приемлемые ориентиры, - говорит полковник итальянских ВВС Роберто Заппа. - Мы практиковали их более чем 35 лет и, поступая так, осуществили одну из основных целей программы реструктивизации вооруженных сил". Полковник Заппа командует 72-ой Стормо (Крылья) - центральной вертолетной школой, созданной для итальянских правительственных структур и вооруженных сил. Расположенная в Фрозиноне, горном юго-восточном районе Рима, школа имеет 355000 часов летного времени и с 1960 года выпустила более 3700 пилотов. На самом деле каждый итальянский пилот вертолета приходит в Фрозинон для повышения квалификации или тренировок. "С новой тренировочной программой Стормо может стать одной из наиболее современных вертолетных школ мира и полностью соответствовать уровню воздушных сил XXI века", - утверждает полковник Заппа.
Модернизация школы подразумевает замену вертолетов с поршневым двигателем Agusta-Bell AB-47G2. Недостаток навигационного оборудования на этих вертолетах несколько понижает уровень тренировочного процесса, необходимый для пилотов. Более приемлемый вариант, избранный ВС Италии в 1985 году, - Hughes Model 500, выпускаемые по лицензии в Италии компанией BredaNardi для лесной службы и королевской гвардии. В то время как эти организации используют модели С или D, ВВС избрали более современную модель Е, отличимую за счет своего острого носа, в котором расположена система авионики. BredaNardi, ныне включенная в Agusta как Societa Elicotteristica Italiana, поставила в Фрозинон первый из 50 NH-500E 26 мая 1990 года. Последние 47 Bell'ов были изъяты год назад.
Сегодня 72-й Стормо включает летный эскадрон, наземный школьный эскадрон, отряды материально-технического и инженерного обеспечения, плюс охрана базы и административные отделения - всего около 600 военных и 80 гражданских сотрудников. Летный эскадрон, 208-й отряд, налетал более 9800 часов в 1996 году, каждый в отдельности инструктор превысил отметки 300-350 часов.
Реэкипировка повлекла изменения почти в каждом аспекте тренировочного процесса. В результате новая программа была разработана так, чтобы достичь улучшенного состояния, требующего дополнительного воздушного пространства и установления навигационных помощников VOR/DME на ВПП. Были заново покрыты площадки по уходу за вертолетами, инженерные возможности основательно повышены и построено новое здание для летной эскадры.
Следующим шагом будет создание наземной компьютерной программы, с помощью которой слушатели могут наблюдать свой прогресс и получать соответствующие инструкции.
Как и в предыдущие годы, большинство из 8500 летных часов, запланированных на 1997 год, были посвящены 110 новым пилотам. Из них приблизительно 15% были из ВВС или ВМС, остальные - из СВ, карабиньеров, полиции, королевской гвардии, лесной службы и национальных пожарных корпусов. Несмотря на то, что все студенты тренируются по общему стандарту, школа проводит два различных курса, чтобы обучать разноуровневых студентов. Большинство будущих пилотов приходят в Фрозинон, имея малый авиационный опыт или вообще его не имея. Такие студенты проходят семимесячный курс, начиная с 230-часовой земной подготовки, длящейся более 5 недель, плюс 105 вылетов. Пилоты ВВС и ВМС, те, кто уже имеют лицензию на полет, нуждаются только в получения дополнительно лицензии для полетов на вертолете, поэтому они проходят более короткий курс, который занимает (на земле и в небе) около 80 часов каждый. В любом случае летная программа включает тактическую навигацию и использование сложных боевых фигур. Общий процент прохождения составляет, согласно командиру 208-го отряда ветерану инструктору подполковнику Марко Фелли, 21 процент, "однако эта цифра может колебаться в зависимости от возраста, образования и предыдущего возраста. Например, пилоты из ВВС и ВМС достигают почти 100-процентного результата".
В 1992 году 72-я Стормо выпустила первую женщину-пилота для работы в правительственных структурах.
Из-за своего положения Фрозинон позволяет проводить тренировочные посадки в горах на высоте свыше 2000 метров, на равнины и озера. Для операций на воде используются поплавки гидросамолетов (floats). Система авионики NH-500E позволяет обучаться и основным и продвинутым техникам полета. Ранее это было возможно только на другом вертолете - Agusta-Bell AB-204B, варианте многочисленной семьи Bell UH-1, но с двигателем Rolls Roys Gnome.
Отличные летные возможности позволяют школьным вертолетам осуществлять полеты на длинные дистанции - на Сицилию, в Грецию, Португалию и даже в Британию, что гордо отмечено на карте в комнате эскадрона. "Такие длинные полеты были просто невозможны на старых Bell 47, - вспоминает Фелли. - Такие задания сильно помогают нам установить связи с подобными организациями в других странах - нашими постоянными гостями стали Gazelles из Центральной летной школы RAF". Пары студентов последнего курса отправляются на продвинутые курсы полетов в США, чем расширяют дружественные связи.
Наряду с первым курсом школа проводит тренировку экзаменаторов, инструкторов и инженеров. Вертолеты 72-й Стормо могут также быть использованы в чрезвычайных ситуациях - NH-500E может нести носилки или с 500-литровым баком стать пожарным бомбардировщиком.
Для защиты базы на корпус NH-500E могут быть помещены двухдюймовый носитель ракет (rocket launcher) или 5,56 мм пулемет. Оба были проверены в полете, показав NH-500E в военном качестве. Однако в соответствии с основным тренировочным направлением, Фрозинон не преподает курс военной атаки.
В прошлом у 72-й Стормо был латинский девиз "Multum in parvo" (Многое в малом). Он относился к малым размерам АВ-47 и узкому предназначению школы. Однако продолжающийся спрос на вертолетчиков и растущее использование вертолетов под различные цели высоко подняли статус школы в ВВС. И после революции NH-500E девиз Стормо можно отнести к скрытой мощи этих яйцеобразных вертолетов.