Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Если прибор врет


17 февраля 2000 г. Геннадий Аралов (По материалам журнала "AeroBOEING"), "Воздушный транспорт №6 "


Ошибочная полетная информация на приборной доске в пилотской кабине, как, например, аномалии в показаниях приемника воздушного давления, может сбить с толку неподготовленный летный экипаж. Из-за замешательства, вызванного многократными и порой противоречивыми сигналами аварийной звуковой и световой сигнализации, пилот может не распознать ошибки в полетных данных и принять ошибочные, не соответствующие реальной ситуации решения. Описанные ниже тяжелые летные происшествия с самолетами фирмы "Боинг" показывают, что может случиться, когда пилоты сталкиваются с ложной или нереальной информацией на приборной доске.

        В апреле 1991 г. экипаж большого корпоративного реактивного самолета попал в следующую сложную ситуацию. При выполнении полета по предыдущему отрезку маршрута было обнаружено, что показания индикатора воздушной скорости и числа М на щитке командира воздушного судна (ВС) отличались беспорядочностью. Наземный экипаж дефект устранить не смог. Следующий отрезок маршрута выполнялся в ночное время суток при визуальной видимости. Полет проходил без проблем, пока индикатор воздушной скорости и числа М второго пилота не стал показывать увеличение значений при достижении эшелона FL330 (10065 м). При дальнейшем наборе высоты индикатор скорости командира ВС показывал ее устойчивое значение, а индикатор второго пилота зашкалил и раздался сигнал зуммера превышения допустимой скорости. После того, как пилот выключил автомат тяги, индикатор командира ВС стал показывать снижение воздушной скорости, что совпало с показаниями запасного индикатора. Исходя из опыта предыдущего полета экипаж решил, что командирский индикатор неисправен и дает ошибочную информацию. Поскольку индикатор на щитке второго пилота упорно показывал увеличение скорости, экипаж отключил сигнал звукового зуммера. После этого индикатор командира ВС продолжал показывать снижение скорости, а второго пилота - ее увеличение. Самолет стало трясти, что навело экипаж на мысль, что самолет достиг предельного числа М. На эшелоне FL340 (10370 м) резко увеличился угол тангажа и заработал автомат тряски штурвала. Экипаж пришел к выводу, что самолет входит в режим сваливания. Отключив АЭС зуммера и уменьшив число оборотов двигателя и расход топлива, экипаж перевел самолет в режим снижения. Заход на посадку и приземление были выполнены благополучно. При обследовании ВС после посадки оказалось, что отказал центральный компьютер обработки канала воздушной информации второго пилота.

        В феврале 1996 г. после взлета из аэропорта Пуэрто Плата (Доминиканская Республика) разбился самолет Боинг-757. После набора высоты 2200 м самолет вдруг стал резко снижаться и рухнул в воды Атлантического океана в пяти милях от побережья. Все 189 человек, находившихся на борту ВС, погибли. При расшифровке записей речевого самописца и магнитного самописца режимов полета (МСРП) оказалось, что значения воздушной скорости на индикаторе командира ВС были ошибочными, и он об этом знал уже на этапе разбега. Тем не менее, командир решил продолжать взлет. Вскоре после взлета он высказался о работе индикатора скорости в том смысле, что он, в общем-то, работает, но показывает неверные данные. В процессе набора высоты пилот включил центральный автопилот. На высоте 1410 м на дисплее индикатора работы двигателя и аварийного оповещения экипажа появилась надпись "Балансировка руля высоты, скорости и числа М". В течение нескольких последующих минут экипаж решал, насколько существенно предлагаемое сообщение, и выражал недоумение в отношении значений воздушной скорости. На высоте 2100 м индикатор скорости на щитке командира показал 648 км/ч, заработал автомат тряски штурвала, и загудела сирена превышения скорости. При расшифровке записей самописцев выяснилось, что пока экипаж выражал недоумение по поводу необъяснимого превышения скорости, решал, что делать с тягой двигателей и углом тангажа, самолет свалился на крыло, потерял управление, стал беспорядочно падать и рухнул в воду. Ошибочные показания индикатора воздушной скорости на щитке командира ВС были вызваны блокадой трубки ПВД. Из комментариев второго пилота выяснилось, что его трубка ПВД не была забита, и он видел реальные значения скорости на своем индикаторе.

        В октябре 1996 г. самолет Боинг-757 рухнул в Тихий океан в 30 милях от побережья Лимы (Перу). Сразу после взлета экипаж передал аварийное сообщение о ложных показаниях индикаторов воздушной скорости и высоты и предпринял попытку вернуться в Лиму. Записи речевого самописца и МСРП показали, что значения скорости и высоты полета во время разбега при взлете были нормальными. Однако когда самолет начал набор высоты, экипаж обратил внимание на то, что значения скорости и высоты на индикаторах были слишком малы. Сразу после взлета сработал аварийный сигнал о сдвиге ветра, несмотря на безветренную погоду и благоприятные метеоусловия. Экипаж послал аварийное сообщение, где выразил свое беспокойство относительно странных значений воздушной скорости и высоты. Последующий анализ записей МСРП показал, что после передачи сообщения самолет продолжал набор высоты до 4900 м, после чего он стал снижаться. При этом показания индикаторов скорости и высоты на щитке командира ВС продолжали оставаться неверными, но в точке 4900 м их значения были гораздо выше реальных. В процессе снижения второй пилот обратил внимание на то, что скорость упала до точки включения автомата тряски штурвала, предупреждающей о возможности сваливания. В это время индикатор первого пилота показал значение скорости более 650 км/ч и прозвучал аварийный сигнал оповещения о превышении скорости. Анализ записей переговоров и МСРП показал смятение и замешательство членов экипажа, вызванные ложными показаниями индикаторов, на конечном этапе полета вплоть до падения в воду. В точке падения самолета в Тихий океан индикатор скорости на щитке командира ВС показывал 834 км/ч, а высоты - 2850 м.

        Из приведенных примеров можно извлечь, по крайней мере, три урока. Во-первых, аномалии показаний приборов о полетной информации проявляются, как правило, во время или сразу после взлета. Во-вторых, летный экипаж должен уметь преодолеть чувство замешательства и страха от странных показаний приборов и немедленно приступить к выполнению корректирующих летных процедур. В-третьих, экипаж должен обладать достаточно глубокими знаниями о функциональных бортовых системах, чтобы уметь определить разницу между истинной и ложной полетной информацией.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Львова
РБК
Для сельхоздронов попросили упростить регистрацию в Росавиации
Денис Гриценко
Известия
Паралётные птицы: испытано крыло, на котором Конюхов отправится к Северному полюсу
Денис Давыдов
MASHNEWS
К 2030 году 50% самолетов в парках авиакомпаний должны быть российскими
Андрей Коршунов
Известия
С неба на воду: успешная посадка Starship приблизит полеты на Луну
Анна Захарова, Анастасия Львова, Виктория Елетина
РБК
Доходы duty free в аэропорту Владивостока выросли втрое благодаря Китаю
Евгения Перцева
Известия
Питьевой режим: продажи алкоголя в duty free на внутренних рейсах могут ограничить
Инесса Фотева
Парламентская газета
Спасать космонавтов будут с помощью беспилотников
Наталья Башлыкова
Известия
Красота в салоне: допустимую температуру в самолетах закрепят законодательно



Роман Гусаров
NEWS.ru
Почему хотят переименовать самолет Superjet: как он будет называться?
Анастасия Львова
РБК
Власти решили расширить функционал ЭРА-ГЛОНАСС на беспилотники и самокаты
Алексей Иванов
Эксперт
Взлет с господдержкой
Анастасия Львова
РБК
МАК назвал причины катастрофы с вертолетом Ми-8 «АлтайАвиа»
Валерия Лобко
Российская газета
Лидеры отрасли беспилотной авиации: тяжелые дроны - будущее аэрологистики ритейла
Андрей Коршунов
Известия
Ледные условия: микрорельеф защитит самолеты от атмосферных осадков

Интерфакс
Власти РФ ухудшили прогноз авиаперевозок в 2024-28 гг. на фоне сдвига поставок самолетов
Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer