По сравнению со своими давно устоявшимися конкурентами Авиационно-технический центр (АТЦ) авиакомпании "British Airways" в Кардиффе совсем еще юное предприятие, но, несмотря на это он уже успешно борется с ними на равных. Двери нового АТЦ открылись 3 года тому назад, а сейчас он уже имеет годовой оборот около 120 самолетов. Основанный изначально для технического обслуживания (ТО) самолетов "Боинг-747", АТЦ сейчас ищет новые пути повышения эффективности своего бизнеса. "То, что движение от начальной стадии до преуспевающего предприятия заняло всего 3 года, конечно, замечательное достижение, - заявил генеральный директор АТЦ Дэвид Тэттерсолл. - Но сейчас настало время перемен и пора менять стиль работы. Мы хотели бы, чтобы каждый работник предприятия сам искал пути улучшения своих показателей". По мнению руководства АТЦ, одним из путей качественного обновления работы предприятия является создание смешанных бригад техников и механиков, решающих вместе плановые задания. Тэттерсолл уподобил стиль работы этих бригад с действиями футбольной команды после вбрасывания мяча. Бригада должна уметь направить все свои ресурсы и умение на выполнение задания, и капитан, то есть руководитель бригады, должен задать темп работы, взяв наиболее ответственную часть ее на себя. В бригаде наиболее полно удается интегрировать мастерство всех участников, улучшить рабочую обстановку и повысить качество работы. Вследствие сложности, присущей работам по ТО, везде, где только можно, различные работы проводятся одновременно в каждом из трех зданий АТЦ, 7 дней в неделю, 52 недели в году. Это требует организации работ в 6 рабочих смен. Поэтому предприятие идет на смешивание работников и подбирает их по "решетчатой" системе, что позволяет получить комбинированный эффект от знаний, опыта и энтузиазма каждого из работников. Новый подход уже принес первые результаты. Авиакомпания "British Airways" стала получать свои самолеты из ремонта в лучшем состоянии и за более короткий период, чем раньше. Сократились простои воздушных судов (ВС), так как каждый работник осознал необходимость сокращения времени простоев ВС на земле. Сам АТЦ стал более конкурентоспособным с точки зрения операторов самолетов "Боинг-74", многие из которых ищут лучших исполнителей ТО по всему миру. Кроме "British Airways" заказчиками АТЦ в Кардиффе вскоре стали такие авиакомпании, как "Canadian Airlines", "Southern Air Transport", "Evergreen", "American International Airlines", "Corsair" и "Tower Air". Выход победителем в глобальной схватке за обслуживание этих заказчиков - выдающееся достижение АТЦ, тем более что никто в "British Airways" не мог предвидеть уровень конкуренции, с которым столкнется его детище в будущем. На момент основания центра аналитики из "British Airways" предсказывали долговременную нехватку предприятий по ТО больших "боингов" - ситуация, которая резко изменилась после начала войны в Персидском заливе и привела к падению спроса на воздушные перевозки. С момента основания центра в Кардиффе число фирм, специализирующихся на ТО "Боингов-747", стало неуклонно увеличиваться, а спрос на этот вид услуг понизился. Как выразился один из ведущих менеджеров АТЦ, "вместо ожидаемого увеличения потребности, мы обнаружили себя в бизнесе, в котором предложение на 30% превысило спрос". Из 830 работников АТЦ в Кардиффе только 25 относятся к управляющему звену, к менеджерам. Ориентировка на производство - основа технической политики предприятия. Сейчас в АТЦ на 5 работников, занятых непосредственно в производстве, приходится 1 вспомогательный работник, целью является снижение этого соотношения до 4,6:1.
Лидирующую роль в производственных бригадах играют инженеры - высококвалифицированные специалисты, отвечающие самым высоким требованиям. Все техники АТЦ имели в прошлом большой опыт в области ТО авиатехники. Самая большая группа работников АТЦ - механики, обладающие проверенными профессиональными способностями в искусстве работы с техникой. Все эти группы специалистов вовлечены в "решетчатую систему" организации производства, приносящую свои благотворные плоды. Чтобы поддержать стремление к совершенствованию, недавно 15 механиков были переведены в категорию "продвинутых механиков".
По мнению руководства АТЦ, простота и ясность задач - ключ к высокой эффективности работы и конкурентоспособности. Каждая работа на самолете выполняется в сопровождении иллюстрированной технологической карты, написанной простым для исполнения языком. В АТЦ создана уникальная библиотека технологических карт, перекрывающих все необъятное поле сотен тысяч задач по ТО такого большого самолета, как "Боинг-747". Все задания "привязаны" к ВС авиакомпании "British Airways", но при необходимости подобная услуга может быть распространена и на ВС других заказчиков.
Управленцы разбивают работу бригад по ТО на реальные пакеты из 8-часовых заданий с большой пропорцией работ, которые отдельные работники могли бы завершить к концу своей смены. Тщательное планирование производства и процедур управления создает основу для постоянного прогресса АТЦ, своевременного распознавания и устранения помех, принятия адекватных действий. При мощности 19 тысяч человеко-часов (чч) в неделю на ТО самолетов "Боинг-747" АТЦ затрачивает ежемесячно порядка 65 тысяч чч, и на предприятии делается все для того, чтобы каждый из этих чч затрачивался с максимально возможной производительностью.
Стратегическими целями АТЦ в Кардиффе является постоянное повышение потенциала, конкурентоспособности, увеличение производительности труда и снижение простоев ВС ТО на основе устойчивых долговременных связей с заказчиками.