Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Airbus превратит Россию во "вспомогательный цех"


23 декабря 2003 г. Наталья Бендина, "RBC daily"


Размещение в России западных производств комплектующих для самолетов может привести к уходу страны с рынка готовых самолетов

        В конце прошлой недели авиационный завод "Сокол", входящий в группу "Каскол", подписал первый в истории российского авиапрома контракт на поставку комплектующих для крупнейшего западноевропейского производителя самолетов концерна Airbus. Согласно контракту, общая стоимость которого составляет 3 млн долларов, в период с 2004 по 2008 год Россия должна поставить Airbus 300 комплектов решеток для пола к узкофюзеляжной линейке самолетов Airbus. Представители "Каскола" оценивают этот контракт как "знак серьезнейшего экономического и политического доверия" со стороны одного из лидеров мировой авиапромышленности. По их мнению, выход России на рынок авиационных комплектующих является, возможно, единственным шансом для восстановления отечественного авиапрома. Тем не менее, по мнению других экспертов, подобное сотрудничество может привести к ослаблению российской научно-технической базы, а в перспективе - к полному уходу нашей страны с рынка готовых самолетов.

        Западноевропейский авиастроительный концерн Airbus, акционерами которого являются европейский оборонный концерн EADS и британская компания BAE Systems, - один из двух крупнейших мировых производителей реактивных магистральных авиалайнеров. За 10 месяцев этого года Airbus поставил клиентам 271 самолет и заключил контракты на продажу еще 248 воздушных судов. Оборот концерна в прошлом году составил 19, 5 млрд евро. Группа компаний "Каскол" имеет в собственности 60% акций ОАО "Гидромаш" (российский монополист по производству гидравлики и шасси для авиакосмической промышленности), около 50% ОАО "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол", около 40% акций грузовой авиакомпании "Волга-Днепр", более 25% Улан-Удэнского авиазавода, более 15% акций Ракетно-космической корпорации "Энергия" им. Королева. Президент группы "Каскол" Сергей Недорослев оценивает оборот своего бизнеса в 250 млн долларов в год.

        Подписанный на прошлой неделе контракт между Airbus и "Соколом" предусматривает размещение заказа на производство решеток для нижней части фюзеляжа для самолетов семейства А320. Механической обработкой элементов займется завод корпорации "Иркут", а последующая сборка будет производиться на "Соколе". Правда, материал для решеток европейцы пока будут заводить в Россию самостоятельно, так как отечественный алюминий и его сплавы еще не имеют соответствующего европейского сертификата. Первые поставки решеток запланированы на вторую половину 2004 года (на данный момент компоненты не сертифицированы). Для Airbus это не первый опыт сотрудничества с Россией: в июле 2001 года между EADS и Российским авиационно-космическим агентством было подписано соглашение о стратегическом партнерстве в области авиации и космоса.

        В мае 2002 года Airbus и группа "Каскол" подписали договор о создании совместного научно-исследовательского центра, который открылся в апреле этого года (сейчас в центре работают более 50 российских инженеров, в следующем году планируется увеличить их штат вдвое). По словам исполнительного директора Airbus Густава Хумберта, концерн считает Россию крайне перспективным объектом для инвестиций. "Может быть, сегодняшний контракт не столь велик по размерам, но я уверен, что он станет первым на пути развития нашего дальнейшего сотрудничества. Мы планируем, что в рамках заключенных соглашений объем поставок будет составлять порядка 40 млн долларов в год, - сказал г-н Хумберт на пресс-конференции, посвященной подписанию контракта. - Следующим шагом в этом производственном сотрудничестве станет объявление тендера в феврале следующего года на производство компонентов для нашего самолета на сумму порядка еще 10 млн долларов, в котором мы также предложим российским компаниям принять участие".

        Сами представители "Каскола" расценивают этот контракт как серьезный знак оказанного России доверия. "Я хочу подчеркнуть, что Airbus - это компания непрерывного производственного цикла, фактически каждый день выкатывает по самолету, - сказал председатель совета директоров "Каскол" Сергей Недорослев. - С помощью контракта Россия впервые включена в эту непрерывную цепочку, еще пять лет назад мы и мечтать не могли о таком сотрудничестве". В будущем, по мнению г-на Недорослева, когда европейцы убедятся в надежности и компетентности России как поставщика компонентов для своих самолетов, ей будут доставаться уже более серьезные и объемные заказы. По мнению представителей "Каскола", если Россия сможет "обосноваться" на рынке авиационных комплектующих, то это, во-первых, может стать первым шагом на пути возрождения отечественного авиапрома, а во-вторых - серьезной статьей доходов для бюджета. По оценкам Сергея Недорослева, общий рынок компонентов на данный момент составляет 100 млрд долларов ежегодно (включая военную, гражданскую и вертолетную технику), из которых 10-20 млрд так называемых "несвязанных заказов", на которые может претендовать Россия. "Мы уже десять лет говорим о том, что если российская авиационная индустрия действительно такая мощная, как мы об этом говорим, пусть она заберет 50% этого рынка, если слабая, то пусть заберет хотя бы 10%, - говорит г-н Недорослев. - Если заберет 10%, то это будет 2 млрд, если заберет 50%, то даже говорить страшно, сколько это будет. В долгосрочной перспективе это может явиться серьезнейшим бизнесом".

        С такой точкой зрения согласны и некоторые эксперты, которые полагают, что для российской авиапромышленности сейчас не время "воротить нос" даже от столь незначительных по объемам заказов, как тот, который сейчас предлагает ей Airbus. "Учитывая тяжелое положение наших авиапромышленных предприятий, я думаю, что такая кооперация пойдет им на пользу, - сказала RBC daily аналитик ИК UFG Елена Сахнова. - Кроме того, кооперация с крупными западными производителями еще никому не шла во вред, даже несмотря на то, что Россия будет пока производить незначительные запчасти для европейских самолетов. По крайней мере, это поможет нашим заводам выжить и сохранить хотя бы минимальный объем производства". Более серьезные и объемные заказы, по мнению экспертов, Россия сможет получить в том случае, если сертифицирует по европейским стандартам сырье для производства комплектующих. По словам г-на Недорослева, концерн Airbus сейчас ведет переговоры с "Русским алюминием" на сертификацию его продукции. "Этот бизнес (производство комплектующих) - жестко конкурентный, и какие-то преимущества в цене материала дают серьезные возможности побеждать в тендерах, - говорит Сергей Недорослев. - Сейчас "Русский алюминий" и Airbus находятся в стадии плотных переговоров по сертификации продукции отечественного завода".

        Существует и другая точка зрения на "полезность" таких форм сотрудничества для отечественной авиационной промышленности в целом. В частности, президент Национального резервного банка Александр Лебедев (является совладельцем лизинговой компании "Ильюшин Финанс", под управлением которой находится Воронежский авиастроительный завод) считает неправильным, когда "в Россию переносится несложное производство, еще и в столь мизерных объемах". "Я уже несколько лет слышу разговоры о так называемых "компенсационных" программах западных авиастроителей, которые в качестве права за доступ на рынок и т.п. обещают разместить в России заказов на 2-3 млрд долларов, - сказал Александр Лебедев. - В итоге это выливается в такие мизерные контракты, о которых говорить просто смешно". К тому же, по мнению некоторых представителей российского авиапрома, открытие Airbus в России инженерных центров приводит к оттоку квалифицированных специалистов из наших конструкторских бюро. С одной стороны, это ослабляет научный потенциал отечественных заводов, а с другой - ведет к удешевлению и повышению конкурентоспособности самолетов Airbus. "Когда западные "гиганты" открывают в России свои инженерные центры, они же не берут туда студентов, а привлекают лучших специалистов, ведущих конструкторов, начальников бригад, отделов с ведущих российских КБ - "Яковлева", "Ильюшина", ВАСО, - отметил представитель одного из российских авиапромышленных заводов. - В результате у нас не остается научного потенциала для создания новых конкурентоспособных самолетов. Иностранцы в России, наоборот, существенно увеличивают свой потенциал: здесь специалисту, которому в Европе полагается 4000 - 8000 долларов в месяц, можно платить 500 долларов". С такой точкой зрения согласен и Александр Лебедев. "Это называется скрытая утечка мозгов, - говорит он. - Boeing и Airbus таким способом переманили у нас около 1000 высококвалифицированных авиаконструкторов. Они загружают их формальными заказами, все эта программа обходится им в 1-2 млн долларов в год, зато они могут говорить о том, что помогают российской авиапромышленности".

        По мнению Александра Лебедева, стать полноправным участником международного разделения труда Россия сможет лишь в случае, если произойдет консолидация ее авиапромышленных активов, и тогда у нее появится возможность выйти на мировой рынок комплектующих как сильная авиастроительная держава. Опасения президента НРБ разделяют и представители российского авиапрома. "Нашим самолетам и так сейчас очень сложно конкурировать с западными. В результате же такого сотрудничества, которое предлагает "Каскол", мы будем сами работать на повышение конкурентоспособности самолетов Airbus, в то время как в отечественных КБ при отсутствии опытных специалистов не будут создаваться новые самолеты, - говорит представитель одного из авиапромышленных предприятий. - В перспективе России придется просто забыть о том, что она когда-то производила готовые самолеты, и довольствоваться ролью поставщика "запчастей" для западных концернов".



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд



Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer