Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Вытянет ли "Бурлак"?


27 апреля 2005 г. ИГОРЬ ГРИГОРЬЕВ, МОСКВА - РЫБИНСК - МОСКВА , "газета "Воздушный Транспорт", №10"


        'Сатурн' предоставил модернизированный двигатель Д-30КП третьей серии

        Радушные хозяева, пригласив группу московских журналистов в Рыбинск, предоставили нам возможность ознакомиться с работой 'Сатурна' и даже побывать на испытаниях того самого 'Бурлака', взглянуть на который в тот же день из столицы прибыла представительная делегация с представителями Минобороны, генштаба и других госведомств.


        Двигатели Д-30КП установлены на транспортном самолете Ил-76Т/ТД, военно-транспортном Ил-76МД, топливозаправщике самолете дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и самолете-амфибии А-40.

        Как известно, в современных условиях эксплуатации Ил-76 осуществляется в двух крупных сегментах: коммерческие грузовые перевозки и транспортные операции государственных служб и ведомств - ВВС, ФСБ, МВД, МЧС. В России сейчас эксплуатируется в обшей сложности 491 самолет, в том числе 157 бортов - в гражданской авиации. Более 300 машин летают за рубежом. Большая часть из этих самолетов - около 70% - находится в эксплуатации 10-15 лет, приближаясь ко второй половине жизненного цикла. И понятно, что возникла настоятельная потребность в его 'омоложении', тем более, что излишне шумные двигатели делают Ил-76 персоной нон грата в аэропортах Западной Европы и Америки.

        А предложенный НПО 'Сатурн' вариант 'малобюджетной' ремоторизации Ил-76МД и Ил-78 двигателями Д-30КП-3 'Бурлак' в процессе капитального ремонта позволит не только поддержать военно-транспортные самолеты в боевой готовности, но и обеспечить значительное улучшение летно-технических характеристик: повышение тяги, уменьшение расхода топлива, снижение шума, увеличение ресурса, снижение эмиссии.

        Это глубокая модернизация серийно производящегося на рыбинском предприятии базового двигателя Д-30КП 2-й серии для самолетов Ил-76. Она заключается в замене 3-ступенчатого компресса низкого давления на одноступенчатый вентилятор и увеличении степени двухконтурности с 2.2 в базовом варианте до 3.65 в Д-30КП-3 'Бурлак'. Применение высокоэффективного малошумного вентилятора в сочетании с увеличением степени двухконтурности позволит снизить удельный расход топлива в двигателе примерно на 10%, увеличить ресурс и обеспечить его соответствие стандартов Главы 4 ICAO по шуму и эмиссии.

        Над программой 'Бурлак' НПО 'Сатурн' работает с середины 2003 года. В настоящее время завершен первый этап стендовых испытаний, по результатам которых будет определена типовая конструкция двигателя для сертификационных испытаний. Сертификация намечена на первый квартал 2007 года.

        Одновременно 'Сатурн' активно работает с ОАО 'Ильюшин' по привязке двигателя к Ил-76: сформировано техническое задание, определены ЛТХ самолета, прорабатываются установка двигателей на самолет и инвестиционный проект моторизации парка Ил-76. На предприятии проведена технологическая подготовка производства, отработана технология изготовления лопаток вентилятора.

        Техническим заданием на проектирование Д-30КП-3 'Бурлак' ставилось целью повысить тягу двигателя с 12 до 13 тонн. Однако в ходе стендовых испытаний удалось не только достичь намеченного результата, но и превысить его, вплотную приблизившись к 14 тоннам. Рыбицы уверяют, что именно этот показатель при последующей доводке и станет нормой. Большая тяга двигателя позволит увеличит взлетный вес самолета до 195 тонн, взлетать с более короткой ВПП, сохранять взлетную тягу при более высокой температуре окружающей среды - до +30њС. Конструктивные особенности 'Бурлака' позволяют за счет снижения температуры перед турбиной на 40 градусов повысить срок службы горячей части двигателя и двигателя в целом, а также значительно увеличить межремонтный и назначенный ресурсы, календарные сроки его службы.

        Этот двигатель позволяет снизить удельный расход топлива с 0,17 до 0,64 кг/кг час, что дает возможность экономить до 18% горючего в час. За счет этого достигается увеличение дальности полета доля повышения коммерческой нагрузки.

        Гендиректор ОАО 'НПО 'Сатурн' Юрий Ласточкин завершение первого этапа стендовых испытаний 'Бурлака' охарактеризовал как успешное.

        - В ходе испытаний, - сказал Юрий Васильевич, - двигатель не только подтвердил проектные характеристики, но и превысил их. Это позволяет нам говорить о том, что программа состоялась, и уверенно предлагать 'Бурлак' как Министерству обороны, так и другим российским силовым ведомствам в качестве наиболее оптимального решения проблемы модернизации самолетов Ил-76МД и Ил-78.

        Как спасали 'Ил'

        Как известно, с апреля 2002 года небо Европы и США захлопнулось перед основным самолетом отечественной грузовой авиации Ил-76, который по шумовым характеристикам не соответствует стандартам Главы 3 Приложения 16 ICAO. Кстати говоря, задолго до этой роковой даты наш ведущий грузоперевозок 'Волго-Днепр' бил тревогу, доказывая, что этот замечательный самолет ни в коей мере не заслуживает той незавидной судьбы, которую уготовил ему европейские авиационные власти. Предлагали конкретные меры по переоснащению этой машины новыми двигателями. Но все оказалось тщетным, и сегодня Ил-76 уже практически занесен в 'Красную книгу' мировой авиации и исчезает с рынка.

        Еще несколько лет назад много и на всех уровнях говорилось о том, что Ил-76 необходимо спасти хотя бы потому, что он востребован не столько российской, сколько мировой экономикой. И неудовлетворительно, что в продлении жизни этого 'грузовика' были больше заинтересованы за рубежом, чем у нас в стране. Ни в Европе, ни в США подобной машины до сих пор нет.

        Отмечалось, что запрет на полеты Ил-76 в европейском небе будет иметь катастрофические последствия доя мирового рынка брокеров чартерных авиаперевозок и создаст серьезные логистические и финансовые проблемы для нефтяной и машиностроительной промышленности. Ведь среди организаций, получавших наибольшую выгоду от эксплуатации Ил-76, были различные международные агентства, занимающиеся оказанием гуманитарной помощи. Достаточно сказать, что около 90% всех полетов, осуществляемых в рамках подобных программ, выполнялись самолетами Ил-76.

        В середине 2001 года газета Air Cargo news, начавшая компанию по спасению Ил-76, с тревогой писала, что несмотря на то, что большинство перевозчиков оснастили эти самолеты системой предупреждения столкновений в воздухе TCAS, крупномасштабная модернизация по понижению уровня шума вызывает некоторые проблемы. Конечно, у турбоактивного двигателя Д-30КП может быть понижен уровень шума, но экономика такой модернизации не просчитана до конца, и требуется дополнительное время для дальнейших исследований и конструкторских работ.

        В качестве другой альтернативы предлагалось оснастить Ил-76 двухвальным двухконтурным турбореактивным двигателем ПС-90. Стоимость переоснащения одного самолета составит 2,5 млн дол. на каждый двигатель.

        Основы программы комплексной модернизации Ил-76 к тому времени были разработаны и представлены на рассмотрение правительства. Так, обеспечение соответствия экологическим требованиям, в частности, нормам, указанным в Главе 3 стандарта ICAO, моно было добиться следующими путями.

        Неглубокая модернизация самолета за счет доработки существующих двигателей Д30-КП по шуму на местности - оборудование этих двигателей газогенераторами на базе ПС-90 и установка минимального комплекса оборудования, необходимого для выполнения полетов в воздушном пространстве Европы.

        Глубокая модернизация самолета в результате замены существующих двигателей на дефорсирование ПС-90А. Достаточно хорошо был проработан и проект замены двигателей Ил-76 на франко-американские CFM56, которые одновременно могли улучшить и экологию, и экономику самолета.

        Несмотря на различные предложения по спасению Ил-76, все сходились во мнении: сохранить рыночную нишу для Ил-76 - задача вполне реализуемая при выполнении некоторых понятных условий, важнейшим з которых является осуществление комплексной программы модернизации парка этих самолетов и преодоления его жизненного цикла для обеспечения соответствия летно-технических характеристик требованиям международных авиационных властей. Все это вполне осуществимо при условии, понятно, реального объединения усилий всех заинтересованных сторон - авиакомпаний-эксплуатантов, российского авиапрома, Правительство России и, конечно же, потребителей услуг Ил-76. Важна была также скоординированность действий авиационных властей России и тех стран, где работают эти самолеты.

        Однако, к сожалению, достичь этого не удалось. Даже эксплуатанты, кроме разве 'Волга-Днепр', оказались сдержаны и даже пассивны в решении этого вопроса - и Ил-76 неумолимыми авиационными властями ЕС был отлучен от европейского неба.

        Много было споров о том, какой же нужен двигатель для Ил-76, чтобы подлить срок его эксплуатации. Одни утверждали, что надо доработать в Рыбинске Д-30КП, которыми были оснащены 'грузовики', другие высказались за более современный ПС-90А-., 'Пермского моторного завода'. Так, пермяки уверяли, что решить проблему путем неглубокой модернизации Д-3-КП невозможно - такой двигатель не пройдет по уровню шума. Надо, дескать, решаться на кардинальную замену существующих двигателей на ПС-90А, которые значительно улучшат экономику самолета. Это позволит эксплуатировать машину до 2015-2020 годов. Конечно, обойдется это недешево, но если речь пойдет о переоснащении не единичных экземпляров, а 80-100 машин, то затраты резко снизятся.

        Технический директор-генеральный конструктор 'Сатурна' (в то время еще 'Рыбинских моторов') Михаил Кузменко, помнится, предлагал версию двигателя, которая проработалась и в Рыбинске, и в Перми: создать комбинацию модернизированного газогенератора Д-30КП и вентилятора ПС-90. Компиляция существующих элементов позволяла радикальным образом решить и шумовые проблемы, и проблемы экономичности. Но для этого идею еще предстояло воплотить в металл. Причем модифицировать двигатель предлагалось в процессе ремонта имеющихся в эксплуатации Д-30КП, что положительно сказалось бы на его цене, которая была бы вдвое ниже нового ПС-90. Но пермяки на предложенное им сотрудничество не пошли, отстаивая свою точку зрения, что единственно верное решение - это установка на Ил-76 именно их двигателей.

        И тогда рыбинцы сочли, что технологически они смогут создать двигатель для переоснащения Ил-76 и самостоятельно, хотя это потребует времени и значительных средств.

        А что скажет рынок?

        В интервью, данном газете 'Моторостроитель', выходящей на 'Сатурне', главный конструктор + технический руководитель по серийному сопровождению и эксплуатации техники Александр Элькес, давая оценку первым запускам 'Бурлака', заметил, что 'двигатель состоялся'. Никаких дефектов, препятствующих продолжению испытаний, нет. Напряжение на рабочих лопатках вентилятора подтвердило их дальнейшую работоспособность, и полученные в ходе испытаний характеристики двигателя оказались близки к расчетным. Создание вентилятора такой конструкции, таких характеристик означает 'прорыв в конструкции вентиляторов, сомнений в целесообразности модернизации Д-30КП 2-й серии было предостаточно. Ведь он был создан еще в 1977 году, а базовая версия и вовсе в начале 70-х. Правда, рыбинцы в 1977 году попытались модернизировать этот двигатель и разработали очень перспективный Д-30КП-30, больше известный как 'Дебош'. Он обладал тягой в 14 т и сравнительно низким расходом топлива - 0,66 кг/кгс. ч. Однако решением министра авиапрома И. Силаева программу закрыли 'в целях экономии средств'. И вот только теперь двигатель обретает второе рождение.

        Известно, что у 'Бурлака' есть сильный конкурент - уже убедительно зарекомендовавший себя пермский двигатель ПС-90А-76. Причем, ремоторизация Ил-76 именно с этими двигателями вошла в федеральную целевую программу развития гражданской авиации и на нее были выделены солидные средства. Государственной программой вооружений до 2010 года предусмотрена ремоторизация 14 самолетов Ил-76МД в варианте Ил-76МД-90, из которых два уже модернизированы. В соответствии с подписанным в декабре 2003 года Актом госиспытаний ПС-90А-76 принят на снабжение ВВС для Ил-76МФ и Ил-76МД-90.

        Так что рыбинцам придется изрядно постараться, чтобы доказать преимущества своего 'Бурлака' над ПС-90А. От результатов проводимого сейчас анализа целесообразности - с технико-экономической точки зрения - установки Д-30КП-3 на Ил-76 во многом будет зависеть дальнейшая судьба программы.

        Впрочем, Юрий Ласточкин и его сподвижники заранее уверены в благоприятном для 'Сатурна' исходе дела.

        - Это достаточно доступный двигатель в соотношении 'пена - качество', то как для военных и силовых структур, - так и коммерческих перевозчиков, с серьезными улучшениями своих прежних характеристик по шуму, топливу, экологии, ресурсу, - подчеркнул гендиректор. Мы создали современный вентилятор. Надеемся, что рынок воспримет 'Бурлак' остаточно позитивно.

        Оптимизм рыбинцам добавляет и реакция 17 ведущих эксплуатантов грузовых самолетов - от 'Волга-Днепр' до более мелких - после знакомства их с результатами, полученными на демонстраторе. Общее впечатление: если будет создан двигатель с заявленными рассчетными характеристиками, то они готовы встать в очередь на ремоторизацию своих 'грузовиков'... В ходе испытаний все расчетные параметры 'Бурлака' подтвердились.

        Сертификация, намеченная на середину 2007 года, может совпасть с началом серийного производства. При благоприятных, разумеется, условиях.

        Что касается стоимости ремоторизации Ил-78 и его модификаций, то она примерно в 3,5 раза ниже по сравнению с ПС-90А. Понятно, что низкая цена - новый двигатель будет стоить 36 млн рублей - обусловлена высокой степенью унификации 'Бурлака' с базовыми Д-30КП-2. Кроме того, не требуется создание новой инфраструктуры для обслуживания двигателя и самолета в эксплуатации. 'Сатурн' рассчитывает на производство 600 модернизированных двигателей для 150 самолетов.

        Конечно, сейчас 'Сатурну' крайне необходимы деньги для финансирования своей, наверное, самой главной программы SaM-146, разрабатываемой совместно с Snesma Moteurs. Кстати говоря, те наработки, которые рыбинцы получили по 'Бурлаку', пригодятся и для SaM-146.

        Но об этом - в следующей корреспонденции.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBVc8D
Смотрите: https://youdo.com/lawyer/civillaw/insurance/, посмотреть.
Тут http://courier.youdo.com/food-delivery/kfc/, посмотреть.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer