Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиационный спецназ: "слышу, вижу, управляю"


10 января 2007 года Олег Пчелов, Красная Звезда


Северный Кавказ - все еще неспокойный регион. Особенно это касается Чеченской Республики, где гнездятся в отдаленных горных районах разрозненные группы боевиков. Их поиском и уничтожением занимаются спецподразделения. Практически ни одна операция не обходится без применения авиации. А корректируют действия летчиков так называемые ПАНы.

Это сокращенное наименование послужило как-то поводом для курьеза. В одной из командировок ПАНы остановились в офицерском общежитии Моздокского гарнизона, ждали дальнейших распоряжений командования. Администрация общежития сориентировалась моментально: 'Пан' - значит поляк'. И прошел тут же по военному городку слух: мол, делегация поляков приехала погостить в военный городок. Но ребята не стали разубеждать бдительных женщин - такая путаница им только на руку, афишировать свое предназначение им ни к чему.

Аббревиатура ПАН расшифровывается как передовой авианаводчик, или, иными словами, офицер боевого управления. Суть их службы весьма точно отражена в нескольких словах, начертанных на эмблеме части: 'Слышу, вижу, управляю'. Офицеры-авианаводчики - отчаянные парни. Они, рискуя собой, всегда в гуще событий, на переднем крае вместе со спецназом или мотострелками. Порой от профессионализма ПАНа зависят успех выполнения операции и жизнь людей.

Воинская часть, 'под крышей' которой объединены все ПАНы СКВО, единственная такого рода в округе. Эта уникальная часть является Центром боевого управления (ЦБУ) и взаимодействия авиации объединения ВВС и ПВО с Сухопутными войсками. Специалисты ЦБУ также предназначены для обеспечения безопасности воздушного движения, управления экипажами, ведущими поисково-спасательные работы.

Дислоцируется ЦБУ на окраине одного из донских населенных пунктов. Местные жители и не подозревают, что по соседству за обычным бетонным забором расположено одно из самых засекреченных подразделений Военно-воздушных сил России. Бывая в командировке в Чечне, они наводят авиацию на наземные цели - группы боевиков и их базы.

Заместитель командира ЦБУ подполковник Андрей Юдин - один из немногих офицеров части, имя которого разрешено называть в открытой печати. По его словам, авиация без специалистов ЦБУ действовать не может.

- Во всех крупномасштабных учениях, которые проводятся на территории СКВО, - отметил подполковник Юдин, - принимают участие и наши специалисты. Прямо на передовой разворачиваются пункты управления авиационных наводчиков. Оттуда мы наводим на 'вражеские' позиции штурмовую авиацию, которая поддерживает своим огнем сухопутчиков на переднем крае.

Андрей Юдин уточнил, что авианаводчики указывают летчикам, куда именно наносить удар по противнику в полосе общевойсковой и десантной армии или армейского корпуса. Именно от них зависит эффективность применения авиации на территории в несколько сотен километров. ЦБУ поддерживает взаимодействие фронтовой и армейской авиации с Сухопутными войсками, зенитно-ракетными частями и артиллерией на поле боя. Зона ответственности огромна - Юго-Западное направление.

- Корректировка целей, - отметил Андрей Юдин, - может осуществляться через космические спутники. С ними связываемся при помощи спецмашины, созданной на базе бронетранспортера БТР-80. Подобная техника предназначена для работы в крупномасштабных операциях. Но она не простаивает, ее используют во время учений и тренировок. Мы же во время командировок используем традиционный компас, карту и обычную рацию времен Афганистана. Кстати, пользуясь случаем, выскажу пожелание от ПАНов: хотелось бы заменить 'заплечную' радиостанцию на 'карманную', легкую и компактную.

- Сегодня есть скептики, утверждающие, что в условиях современного боя отпадает надобность в авианаводчиках, работающих визуально на передовых позициях, - продолжает разговор Юдин. - Высокоточное оружие, мол, само находит цели. Так-то оно так. Но у нас принято все перепроверять. Компьютер выдал координаты цели, мы перепроверяем. Так надежней.

- В различных армиях мира координаты на местности определяются с помощью американской системы GPS, - говорит подполковник Юдин. - Но в той же Югославии американцы ввели погрешности в параметры этой системы, и она выдала искаженные данные. В результате этого югославские ПВО не сумели качественно противостоять налетам натовской авиации. Так что мы больше доверяем безотказному компасу. Ведь известно, что самый простой вариант - самый надежный.

Со дня образования и по настоящее время личный состав подразделения принимает непосредственное участие в контртеррористической операции в составе Объединенной группировки войск на территории Чеченской Республики. ЦБУ менее десяти лет, но за время своего существования его люди успели сделать немало.

В период первой и второй чеченских кампаний офицерами боевого управления было выполнено более десяти тысяч наведений самолетов и вертолетов на наземные объекты противника.

Общая продолжительность участия личного состава ЦБУ в контртеррористической операции составила 7.294 дня, из них 5.937 дней отработали офицеры в качестве передовых авианаводчиков.

Военнослужащие центра принимали непосредственное участие в штурме Грозного, Бамута, Шали, Урус-Мартана, Ведено, Самашек и др. Офицеры ЦБУ также участвовали и в спецоперациях по уничтожению бандформирований на территории Чечни и Ингушетии.

Авиационные наводчики существовали в Российской армии и раньше. Такие специалисты успешно выполняли задачи во время боевых действий в Афганистане. Но после вывода наших войск из этой страны необходимость в услугах ПАНов отпала. Соответственно офицеры боевого управления, имеющие уникальный боевой опыт, сменили род занятий.

К началу первой чеченской кампании в войсках практически уже не осталось спецов, способных координировать действия армейских подразделений и авиации. Как следствие - невосполнимые людские потери.

Тяжелый урок не прошел даром. В декабре 1999 года в Северо-Кавказском военном округе было создано особое подразделение для обучения авианаводчиков. Их готовили специально для Чечни. Вскоре в войска пришли офицеры, которые, находясь на переднем крае, работали вместе с общевойсковыми командирами. Эффективность действий федеральных сил реально возросла.

В настоящее время подобная воинская часть имеется при каждом объединении ВВС и ПВО. Но главной из них все же остается ЦБУ СКВО. Авианаводчики из других округов приезжают сюда перенимать опыт. Только здесь можно приобрести навыки ведения реального, а не учебного боя.

Работают люди из авиационного спецназа всегда на переднем крае, зачастую под огнем противника. За успешное выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и отвагу 32 военнослужащих центра удостоены государственных наград.

В 1999 году во время боев за Грозный авианаводчики входили в город вместе с группой Внутренних войск. Одного из офицеров тяжело ранил снайпер. Его унесли в укрытие для оказания первой медпомощи. Но, несмотря на серьезное ранение, он продолжал наводить авиацию на здания, где засели боевики. За этот подвиг ПАНа наградили орденом Мужества.

Офицера с позывным 'Шрек' знает (по голосу, а не в лицо - перед фотокамерой он в маске), наверное, вся Чечня - и наши военные, и боевики. Засекреченность авиационных спецназовцев понятна - боевики каждому из них назначили свою цену.

Помимо организации авиационной огневой поддержки авианаводчики выполняют и другие задачи. Офицеры ЦБУ занимаются и эвакуацией раненых, и заброской штурмовых групп, и десантированием, и разведывательно-поисковой деятельностью.

- Однажды морпехи в горах попали в засаду, - рассказал 'Шрек'. - Шли они по низу, а боевики засели над ними. Начался обстрел - головы не поднимешь. Дело могло совсем плохо закончиться, не будь с морпехами наш человек. Он связался по рации со своими и вызвал авиацию. Когда 'вертушки' подлетели, он координировал их действия. Ми-24 нанесли удар по бандитам, а Ми-8 пошли на посадку. Для вертолетчиков садиться в ущелье под кинжальным огнем - миссия не из приятных. В этом случае вертолет-эвакуатор превращается в легкую мишень. Но у вертолетчиков нервы крепкие, всех тогда вывезли.

Сейчас обстановка в Чечне нормализовалась и боевой работы у авиационного спецназа поубавилось. Армейские колонны уже не ходят с воздушным сопровождением, хотя вертолеты стоят на дежурстве в постоянной готовности.

Время от времени авианаводчиков привлекают для выполнения спецопераций. Например, в декабре 2003 года один из ПАНов (позывной 'Швед') в составе спецназа обеспечивал поддержку авиации во время уничтожения Гелаева - одного из главарей чеченских бандитов.

Солидный послужной список и у офицера с позывным 'Бардак'. Он тоже поделился своими воспоминаниями.

В одной из командировок 'Бардак' вместе с армейским спецназом в дневное время прочесывал местность для установления местонахождения боевиков. А ночью для этой же цели использовали вертолеты с тепловизорами, легко обнаруживающими теплоконтрастные цели. Здесь задача авианаводчика - скоординировать действия авиации и артиллеристов, чтобы в сектор обстрела не зашли 'вертушки'.

- В ходе выполнения операции мы указываем авиации, куда следует нанести удар, - рассказывает 'Бардак'. - В воздухе во время крупных операций постоянно находится несколько бортов - штурмовиков, вертолетов. Их необходимо грамотно разрулить, чтобы не мешали друг другу. Как только уводим 'вертушки' в сторону, начинают свое дело самолеты. Су-25 работают визуально, по ориентирам, которые мы им сообщаем. Бомбардировщики Су-24, соблюдая радиомолчание, отрабатывают по координатам, полученным от нас. Затем вновь возвращаются на аэродром для боезагрузки. Какой тип бомб следует применять в данный момент, опять же мы рекомендуем.

- В той командировке ночевали в горах прямо на снегу, спальные мешки с собой не брали, - продолжает свою историю офицер. - Нашими проводниками выступали чеченские бойцы из полка Кадырова. Мне они тогда жизнь спасли. Я шел впереди, за одним из них. Вдруг он говорит: 'На камень не наступай - мина'. Идем дальше: 'Между деревьями не проходи - растяжка'. Как он только увидел? Я бы точно нарвался:

В повседневной деятельности личный состав центра несет дежурство на командном пункте, занимается боевой подготовкой, совершенствует свои профессиональные навыки, принимает участие в тактических батальонных и полковых учениях мотострелковых войск Северо-Кавказского военного округа.

Одним словом, работы у ПАНов хватает:




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники



Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer