Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Сорванный полет


19 декабря 2007 года Наталья Куклина, Новые Известия


Только успели российские туристы забыть о безобразиях с заселением в египетские отели, как их предупреждают о новых печальных перспективах. Заплатив в два раза больше обычного за новогодний тур, они рискуют встретить этот веселый праздник в здании аэропорта, никуда из него не вылетев.

Как заявили в Российском союзе туриндустрии (РСТ), в новогодние дни из-за большого потока туристов не исключены массовые задержки или отмены рейсов. При этом многие авиакомпании не смогут выполнить новые требования правил перевозки пассажиров, а именно накормить и разместить их в гостиницах.

По данным пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, поток туристов в последнюю неделю уходящего года и первые два-три дня наступающего по своему объему сравним с самыми загруженными периодами летнего сезона. А у российских авиакомпаний сохраняется нехватка судов, техническое состояние самолетов низкое, напоминает эксперт. 'Все это может негативно сказаться на графике вылетов', - предупреждает г-жа Тюрина. По ее мнению, в случае задержек рейсов не все авиакомпании смогут выполнить требования правил перевозки пассажиров.

Эти правила, напомним, вступили в силу 21 октября 2007 года. Если коротко, суть их такова. В первые два часа ожидания рейса пассажиры имеют право на бесплатные прохладительные напитки, два телефонных звонка или два электронных письма (тоже бесплатных). Тем, кто путешествует с детьми до семи лет, должна быть предоставлена комната матери и ребенка. Если ожидание рейса длится более четырех часов, пассажиры имеют право на горячее питание. Далее кормить должны каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь в ночное. Технически, как выяснили 'НИ', это выглядит так: обычно у каждой авиакомпании заключен договор с определенной точкой питания в аэропорту, где по специальным талонам неудачливым пассажирам можно перекусить.

При задержке рейса на восемь часов пассажиров должны поселить в гостинице. При ожидании в ночное время размещение полагается после шести часов ожидания. Что касается денежной компенсации в случае задержки авиарейсов, то тут все осталось, как и было: за каждый час ожидания авиаперевозчик выплатит каждому пассажиру по 25 руб., но и на эти смешные деньги не стоит рассчитывать. По-прежнему действует положение, по которому перевозчики могут не выплачивать компенсации, если вылет задержали по техническим причинам.

Как рассказала 'НИ' Ирина Тюрина, 'все эти правила скорее формальность, потому что за их невыполнение никакой ответственности авиакомпания не несет'. 'Наши пассажиры находятся практически в бесправном положении. Часто им даже не сообщают о задержке рейса и держат в скотских условиях, не предоставляя ни напитков, ни горячего питания. Единственный способ отстоять свои права - это судебное разбирательство, на которое не все готовы. В российской практике есть единичные случаи выигранных судов. Но кому захочется в Новый год об этом думать?' - размышляет г-жа Тюрина. Другие специалисты такие оценки подтверждают. По данным юридического агентства, при длительных задержках рейсов, когда туристы теряют целую ночь оплаченного отдыха на курорте, претензии или судебные иски подают около 10% пострадавших.

По данным РСТ, даже в самом большом аэропорту 'Домодедово' имеется в наличии 84 места в комнате матери и ребенка, тогда как в один день могут задержать более пяти рейсов по 300 человек на каждом. В гостиницах количество мест тоже, разумеется, ограниченно. Между тем поток туристов в конце декабря увеличится на 15-20% по сравнению с прошлыми новогодними праздниками. А метеослужба дает на конец декабря -начало января плохой погодный прогноз.

Как рассказал 'НИ' начальник группы по связям со СМИ аэропорта 'Домодедово' Эльдар Тузмухаметов, в предстоящие праздники там ожидают поток пассажиров на 20-24% больше, чем в прошлый Новый год. Сам по себе порт, уверяет он, такую массу людей 'переварит', но за перевозчиков не ручается. 'Что касается обеспечения закусками и водой, то мы за это ответственности не несем, этим должны заниматься авиакомпании. Со своей стороны, мы можем лишь оказывать посильное содействие', - сообщил г-н Тузмухаметов.

Заметим, именно через 'Домодедово' идет основной поток чартерных рейсов и именно там минувшим летом были суточные задержки рейсов, когда людей не только не кормили, но даже не позаботились обеспечить их элементарно свободным местом ожидания, не говоря уже о комнате матери и ребенка для тех, кому она нужна. 'Иногда авиакомпании вместо горячего обеда после четрехчасового ожидания выдают пассажирам по 200 руб. компенсации, на которые в аэропорту можно купить две бутылки минералки',- рассказал 'НИ' сотрудник одной московской турфирмы.

Инфогруппа 'Турпром' в начале 2007 года собрала информацию обо всех задержанных рейсах за предпраздничные и праздничные дни прошлого Нового года. По ее данным, общее количество пострадавших туристов можно оценить в 30 тыс. человек. При этом рассматривались задержки вылетов более чем на четыре часа. Типичные для новогодних вылетов 1-3-часовые опоздания в расчет не принимались. Дольше всех тогда пришлось ждать пассажирам, летевшими рейсами 'Вим-Авиа' и 'Оренбургских авиалиний' в Египет, ОАЭ, Испанию. 'КрасЭйр' задержала полеты в Коломбо, Барселону, Лион, Ганновер и Турин, 'Трансаэро' - в Пунта-Кану и Тенерифе; 'Домодедовские авиалинии' - в Индию и Малайзию; 'Атлант-Союз' - в Лион и Шарм-эль-Шейх. Печальные рекорд поставила 'Сибирь', задержав 29 декабря рейс в Римини более чем на 36 часов.

Что может случиться в этот Новый год, если поток туристов станет еще больше, даже сложно себе представить. 'На Новый год запланирована очень большая чартерная программа, но основная часть рейсов вылетит из нового терминала 'C' с большой пропускной способностью, который открылся весной нынешнего года, так что проблем возникнуть не должно, - попыталась успокоить 'НИ' руководитель центра общественных связей аэропорта 'Шереметьево' Анна Захаренкова. - А если авиакомпании не выполняют своих обязательств перед пассажирами, то наш аэропорт добровольно берет на себя обязанности по расселению и кормлению туристов, а потом самостоятельно разбирается с недобросовестным авиаперевозчиком'.

Признаемся, что из родных, друзей и знакомых журналистов 'НИ' таких чудес в этом аэропорту пока не наблюдал никто.

НЕ ЗАХОЧЕШЬ, А ПОЛЕТИШЬ

В 2006 году чартерными рейсами воспользовались 8,6 млн. россиян. В этой нише доминируют 'Вим-Авиа', 'Атлант-Союз', 'Трансаэро', 'Сибирь', 'Красноярские авиалинии'. Чартеры занимают около 28% рынка пассажирских перевозок на дальние расстояния. В Межгосударственном авиационном комитете СНГ считают такой показатель чрезмерно высоким. По их данным, в СССР чартерные перевозки составляли около 3% объема авиаперелетов на большие расстояния, такая же доля приходится на них сейчас на рынке США, а по Европе средний показатель составляет 5%. По подсчетам РБК и компании Infomost Communications, из крупнейших чартерных авиаперевозчиков за девять месяцев 2007 года чаще всего опаздывали с вылетом более чем на три часа самолеты 'Красноярских авиалиний' (8,0% чартерных рейсов), 'Вим-Авиа' (5,9%), 'Оренбургские авиалинии' (5,1%), 'Россия' (4,0%) и 'Трансаэро' (3,6%). Всего за это время, по данным Росавиации, более чем на три часа задержано 4% чартеров, то есть 968 рейсов из 23,6 тыс. 70% задержек произошло в связи с техническим состоянием воздушных судов, 30% - из-за неудовлетворительных метеоусловий. 1 ноября Росавиация из-за постоянных задержек сократила на нынешний зимний сезон на 20-25% чартерные рейсы 'Вим-Авиа' и на 10-15% - компаниям 'Красэйр' и 'Оренбургские авиалинии'.
ЧАРТЕРНЫЕ СКАНДАЛЫ 2007 ГОДА

5 декабря Октябрьский суд Екатеринбурга удовлетворил иск против 'Уральских авиалиний', самолет которых выполнял чартерный рейс из Антальи. За 12-часовую задержку суд обязал перевозчика выплатить истцам неустойку в размере 275 руб., еще в 2 тыс. был оценен моральный ущерб.
25 октября на 10 часов был задержан вылет самолета тунисской авиакомпании Karthago Airlines с российскими туристами из Туниса в Санкт-Петербург. Задержка привела к драке между россиянами и комиссаром аэропорта.
24 сентября вылет 'Боинга-757' авиакомпании 'Вим-Авиа' на сутки задержался в кипрском аэропорту Ларнака. Причиной стал выход из строя сразу двух самолетов. Как следствие, было задержано было около десятка рейсов этой компании - в Египет, Грецию, Хорватию и Турцию.
3 сентября 213 пассажиров с маленькими детьми провели более суток в испанском аэропорту Аликанте. Вылет 'Боинга-757' авиакомпании 'Вим-Авиа' был задержан из-за трещины в лобовом стекле.
5 августа в аэропорту Хургады в Египте после десятичасовой задержки из-за неисправности самолета рейса 'Трансаэро' не пожелавшие ехать в предоставленный им отель российские туристы попытались блокировать посадку граждан Италии. Произошла потасовка. Компания выплатила по прилету в Москву каждому туристу компенсацию в размере 1,5 тыс. руб., а тем, кто из-за задержки опоздал на стыковочные рейсы, приобрела новые билеты.
3 августа в Домодедово произошли задержки рейсов 'Вим-Авиа' в Варну (4 часа), на Тенерифе (3 часа), в Катанию (3 часа). 28 июля там же опоздали с вылетом рейсы этой же компании в Барселону, Пулу (Хорватия), Тиват (Черногория). В общей сложности задержки коснулись до 1 тыс. человек, максимальная составила 6 часов.
4 июня произошли многочасовые задержки рейсов 'Вим-Авиа' в Бургас, Сплит, Стамбул, Анталью, Хургаду, Варну. Причиной стала поломка двух самолетов.
6 января почти сутки пассажиры рейса 'Трансаэро' просидели в аэропорту Хургады из-за поломки самолета. Туристы не были обеспечены ни проживанием, ни горячим питанием. В июле 2007 года суд удовлетворил иск 37 пассажиров этого рейса, обязав компанию выплатить им по 10 тыс. руб. в качестве компенсации морального ущерба. Еще 185 тыс. руб. взысканы в федеральный бюджет и в пользу московской организации 'Клуб защиты туристов', которая представляла интересы потерпевших в суде.


УКРАИНЦАМ СОВЕТУЮТ НЕ ЭКОНОМИТЬ

Чартерные авиарейсы на Украине постоянно задерживают по всем туристическим направлениям. При этом если ждать приходится менее двух часов, справочные службы аэропортов даже не снисходят до того, чтобы пояснить пассажирам причину опоздания. О том, чтобы кого-то поили или кормили, речь вообще не идет. Если же люди обращаются с жалобами, то их 'футболят' от туроператора к авиакомпании и обратно со словами: 'Не хотите проблем - летайте регулярными рейсами. А за такую цену можно и подождать'. В итоге десятки тысяч туристов ежедневно часами сидят в ожидании вылета. Особенно опозданиями славятся 'Средиземноморские авиалинии'. Главной причиной задержек чартерных рейсов называют отсутствие резервных самолетов и поломки тех, что есть в наличии. Ну и, конечно, сетуют на плохие погодные условия и загруженность аэропортов.
Недавно на Украине разразился настоящий скандал, связанный с чартерным рейсом в Доминиканскую Республику. Первый рейс из четырех должен был состояться 29 октября - 10 ноября. Вылет туристов на отдых состоялся через двое суток после намеченного срока из-за проблем с самолетом. На обратном пути задержка вылета (опять на двое суток) произошла из-за того, что аэропорту не оплатили услуги и заправку самолета топливом. Надо ли говорить, чего только не натерпелись туристы, которых никто все это время не поил и не кормил в чужом аэропорту. Несколько пассажиров улетели регулярным рейсом, остальные испили горькую чашу до дна. В итоге турфирму 'Евро-Тур', которая подарила людям такой 'отдых', лишили лицензии.
Законодательство Украины весьма либерально, и авиакомпанией может назваться любое предприятие, не имеющее к выполнению полетов никакого отношения. К примеру, в печальной доминиканской истории так называемая авиакомпания 'Евролайн' была просто фрахтовщиком самолета Ил-62 у казахского перевозчика. По словам украинских чиновников, виноваты в том, что произошло, обе стороны: вина 'Евролайна' понятна, но и туроператор должен был поинтересоваться хотя бы, на чем и как будет организована перевозка. А все, что получили пока пассажиры, - это инструкцию: 'Тщательнее выбирайте тур-оператора и перевозчика, а лучше - не экономьте!'.

Яна СЕРГЕЕВА, Киев

ДЛЯ ГРУЗИНСКИХ ЧИНОВНИКОВ ПРОБЛЕМЫ ЧАРТЕРОВ НЕТ

Проблема чартерных рейсов для Грузии не характерна. К такому выводу пришла корреспондент 'НИ', пообщавшись с чиновниками из Единой транспортной администрации (ЕТА) при министерстве экономического развития Грузии. 'Никаких сложностей с чартерами ни по одному из направлений не припоминаем', - сообщили в ведомстве. В авиакомпаниях, работающих в Тбилиси, также уверяют, что не было ни одного случая, когда ущемленный в своих правах пассажир чартерного рейса обратился бы в суд. 'Нам тоже не известен ни один подобный случай', - подтвердила 'НИ' руководитель пресс-службы ЕТА Кети Басилашвили. Она отметила, что по закону авиакомпании несут ответственность за обеспечение комфортных условий для пассажиров, в том числе и в случае задержки или переноса рейсов, и эта норма прописана для всех типов пассажирских авиаперевозок, включая чартеры.
Впрочем, закон не конкретизирует, какие именно услуги должна оказать пассажирам в случае задержки рейса авиакомпания. В нем не сказано прямо, что перевозчик обязан разместить пассажиров в гостинице или накормить. Речь идет лишь о создании для них 'комфортных условий'. Видимо, в каждом отдельном случае авиакомпании вольны сами решать, что для их пассажиров комфортно, а что и так сойдет. Однако, по мнению пассажиров, которые из-за метеоусловий или по техническим причинам застревали в аэропортах, компании не очень-то спешат о них заботиться. 'Всякий раз, узнавая о том, что рейс задерживается, я готовлюсь к тяжким испытаниям', - поделилась своим опытом часто летающая по делам жительница Тбилиси Светлана Хараташвили.
Ирина БАРАМИДЗЕ, Тбилиси




комментарии (0):













Материалы рубрики

Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов




93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer