Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Конструктивная "Мутация бабочки в лягушку"


2007 год Юрий Фролов, Авиапанорама №5 (97)


Всем известна простота конструкции обратного клапана лепесткового типа, применяемая как автоматическое запирающее устройство трубопровода при обратном потоке транспортируемого газа или жидкости. Широко распространенная во всем мире конструкция, авиационными механиками названа красивым именем - butterfly ('бабочка'). Таким ли безобидным оказалось это 'насекомое' при эксплуатации в самолете Ту-154?

Действительно, подпружиненные лепестки округлой формы в полуоткрытом положении напоминают крылья бабочки. Гораздо хуже, когда эти стальные крылышки, истерев насквозь свои ушки, соединяющие их с осью вращения или перетерев сами оси, подхваченные потоком транспортирующего по трубе воздуха оказываются в кранах, заслонках, или разогнавшись с потоком, насквозь пробивают стальные стенки трубопроводов.
 
При эксплуатации воздушных систем высотного оборудования Ту-154 и Ту-134 с этим явлением конструкторы столкнулись давно. Изучение остатков разрушенных обратных клапанов показало, что возможной причиной быстрого перетирания стальных осей и ушек является интенсивные колебания лепестков, вызванные воздействием пульсирующего потока воздуха на подпружиненный плоский элемент лепестка. Поток стремиться открыть клапан, пружина закрыть. Лепестки в какой-то момент вступают в автоколебания с малой амплитудой, но большой частотой. Высококачественные жаропрочные стали перетираются в считанные часы работы системы. Разработчики обратных клапанов рекомендовали устанавливать обратные клапаны на прямых длинных участках трубопроводов, обеспечивая до и после обратного клапана длинные прямые участки труб. При тесной и насыщенной компоновке на самолете это требование практически не выполнимо, да и практика эксплуатации обратных клапанов лепесткового типа на самолете Ту-154 показала, что после выполнения этих рекомендаций их ресурс все равно остается недостаточным.
 
Были попытки решить вопрос установкой перед клапаном специальной вставки-решетки, успокаивающей пульсацию потока воздуха. Однако и эти демпфирующие колебательные процессы вставки не дали большого положительного эффекта. Ресурс обратного клапана 4672, установленного в СКВ (системе кондиционирования воздуха) самолета Ту-154 после установки решетки с 600 летных часов возрос до 1200 летных часов, но это недопустимо мало при ресурсе самолета 60000 летных часов и межремонтном ресурсе 30000 летных часов.
 
Конструкторы отдела высотного оборудования ОАО 'Туполев' решились даже рискнуть и разработали антиобратный клапан, который был открыт пружиной при прямом потоке воздуха и закрывался, преодолевая усилие пружины при обратном потоке воздуха. При этом в открытом положении лепестки не были прижаты друг к другу образуя небольшой угол, что обеспечивало закрытие клапана при обратном потоке воздуха. Вновь больших успехов достигнуто не было. Лепестки на каких-то режимах вновь вступали в автоколебания - и все повторялось сначала. Казалось, задача простыми методами не может быть решена. Тогда появилась мысль, что если с автоколебаниями справиться нельзя, надо сделать такие лепестки, которые, даже оторвавшись с оси вращения, не смогут двигаться по трубе. Диаметр лепестка-заслонки должен быть соизмерим с диаметром трубы. Эта мысль и привела к конструкции обратного клапана в виде цельной заслонки, ось поворота которой смещена от центра трубы и вынесена из плоскости заслонки. При этом разумеется, можно было отказаться от обеспечения герметичности притиркой плоских поверхностей лепестков и седла корпуса клапана, проще и технологичнее круглую заслонку герметизировать в корпусе конусной поверхностью.
 
Диаметр оси поворота, тем не менее, увеличили во много раз и ввели подшипниковую бронзовую втулку, тем самым заслонка поворачивается в бронзовых подшипниках, что должно было значительно увеличить ресурс обратного клапана. Так как теперь обратный клапан открывается и закрывается только за счет разности поверхностей заслонки над и под осью поворота под давлением потока, отпала необходимость в пружине. Однако последнее привело к тому, что в свободном состоянии, без потока в трубопроводе, обратный клапан приоткрыт, так как вертикаль, проходящая через центр тяжести заслонки, не проходит через ось поворота. В эксплуатации это привело к тому, что при слабом обратном потоке воздуха обратный клапан не закрывается. Однако с этим легко справиться, повернув клапан в трубе так, чтобы ось поворота заслонки клапана не была горизонтальна. Чем она ближе к вертикали, тем меньший поток закроет клапан, при вертикальном положении оси поворота клапан становится дверцей. Так конструкторами ОАО 'Туполев' на смену обратным клапанам лепесткового типа был создан обратный клапан гравитационного типа, который в настоящее время успешно пройдя лабораторно-стендовые испытания в ГосНИИ ГА, подконтрольную эксплуатацию на самолете Ту-154M, при непосредственном участии ремонтного завода ОАО 'ВАРЗ-400', устанавливается по бюллетеням взамен обратных клапанов 3203,4672,4477, 4488 на всем парке самолетов Ту-154Б и Ту-154М.
 
Лидеры семейства гравитационных обратных клапанов на самолете Ту-154М наработали более 10000 летных часов, и кроме незначительной выработки бронзовых подшипников, легко устранимой их заменой, замечаний от эксплуатирующих предприятий нет. ЗАО 'Росаэро' (г. Жуковский) организовало серийное производство обратных клапанов гравитационного типа, которое обеспечивает своевременное выполнение бюллетеней по замене обратных клапанов на всем парке самолетов Ту-154В и Ту-154М.
 
ФГУ Роспатент принято решение о выдаче патента на изобретение 'Обратный клапан для горизонтального трубопровода' приоритет от 25.08.2006 года. Заявка №2006130674/06(033333).



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer