Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Конструктивная "Мутация бабочки в лягушку"


2007 год Юрий Фролов, Авиапанорама №5 (97)


Всем известна простота конструкции обратного клапана лепесткового типа, применяемая как автоматическое запирающее устройство трубопровода при обратном потоке транспортируемого газа или жидкости. Широко распространенная во всем мире конструкция, авиационными механиками названа красивым именем - butterfly ('бабочка'). Таким ли безобидным оказалось это 'насекомое' при эксплуатации в самолете Ту-154?

Действительно, подпружиненные лепестки округлой формы в полуоткрытом положении напоминают крылья бабочки. Гораздо хуже, когда эти стальные крылышки, истерев насквозь свои ушки, соединяющие их с осью вращения или перетерев сами оси, подхваченные потоком транспортирующего по трубе воздуха оказываются в кранах, заслонках, или разогнавшись с потоком, насквозь пробивают стальные стенки трубопроводов.
 
При эксплуатации воздушных систем высотного оборудования Ту-154 и Ту-134 с этим явлением конструкторы столкнулись давно. Изучение остатков разрушенных обратных клапанов показало, что возможной причиной быстрого перетирания стальных осей и ушек является интенсивные колебания лепестков, вызванные воздействием пульсирующего потока воздуха на подпружиненный плоский элемент лепестка. Поток стремиться открыть клапан, пружина закрыть. Лепестки в какой-то момент вступают в автоколебания с малой амплитудой, но большой частотой. Высококачественные жаропрочные стали перетираются в считанные часы работы системы. Разработчики обратных клапанов рекомендовали устанавливать обратные клапаны на прямых длинных участках трубопроводов, обеспечивая до и после обратного клапана длинные прямые участки труб. При тесной и насыщенной компоновке на самолете это требование практически не выполнимо, да и практика эксплуатации обратных клапанов лепесткового типа на самолете Ту-154 показала, что после выполнения этих рекомендаций их ресурс все равно остается недостаточным.
 
Были попытки решить вопрос установкой перед клапаном специальной вставки-решетки, успокаивающей пульсацию потока воздуха. Однако и эти демпфирующие колебательные процессы вставки не дали большого положительного эффекта. Ресурс обратного клапана 4672, установленного в СКВ (системе кондиционирования воздуха) самолета Ту-154 после установки решетки с 600 летных часов возрос до 1200 летных часов, но это недопустимо мало при ресурсе самолета 60000 летных часов и межремонтном ресурсе 30000 летных часов.
 
Конструкторы отдела высотного оборудования ОАО 'Туполев' решились даже рискнуть и разработали антиобратный клапан, который был открыт пружиной при прямом потоке воздуха и закрывался, преодолевая усилие пружины при обратном потоке воздуха. При этом в открытом положении лепестки не были прижаты друг к другу образуя небольшой угол, что обеспечивало закрытие клапана при обратном потоке воздуха. Вновь больших успехов достигнуто не было. Лепестки на каких-то режимах вновь вступали в автоколебания - и все повторялось сначала. Казалось, задача простыми методами не может быть решена. Тогда появилась мысль, что если с автоколебаниями справиться нельзя, надо сделать такие лепестки, которые, даже оторвавшись с оси вращения, не смогут двигаться по трубе. Диаметр лепестка-заслонки должен быть соизмерим с диаметром трубы. Эта мысль и привела к конструкции обратного клапана в виде цельной заслонки, ось поворота которой смещена от центра трубы и вынесена из плоскости заслонки. При этом разумеется, можно было отказаться от обеспечения герметичности притиркой плоских поверхностей лепестков и седла корпуса клапана, проще и технологичнее круглую заслонку герметизировать в корпусе конусной поверхностью.
 
Диаметр оси поворота, тем не менее, увеличили во много раз и ввели подшипниковую бронзовую втулку, тем самым заслонка поворачивается в бронзовых подшипниках, что должно было значительно увеличить ресурс обратного клапана. Так как теперь обратный клапан открывается и закрывается только за счет разности поверхностей заслонки над и под осью поворота под давлением потока, отпала необходимость в пружине. Однако последнее привело к тому, что в свободном состоянии, без потока в трубопроводе, обратный клапан приоткрыт, так как вертикаль, проходящая через центр тяжести заслонки, не проходит через ось поворота. В эксплуатации это привело к тому, что при слабом обратном потоке воздуха обратный клапан не закрывается. Однако с этим легко справиться, повернув клапан в трубе так, чтобы ось поворота заслонки клапана не была горизонтальна. Чем она ближе к вертикали, тем меньший поток закроет клапан, при вертикальном положении оси поворота клапан становится дверцей. Так конструкторами ОАО 'Туполев' на смену обратным клапанам лепесткового типа был создан обратный клапан гравитационного типа, который в настоящее время успешно пройдя лабораторно-стендовые испытания в ГосНИИ ГА, подконтрольную эксплуатацию на самолете Ту-154M, при непосредственном участии ремонтного завода ОАО 'ВАРЗ-400', устанавливается по бюллетеням взамен обратных клапанов 3203,4672,4477, 4488 на всем парке самолетов Ту-154Б и Ту-154М.
 
Лидеры семейства гравитационных обратных клапанов на самолете Ту-154М наработали более 10000 летных часов, и кроме незначительной выработки бронзовых подшипников, легко устранимой их заменой, замечаний от эксплуатирующих предприятий нет. ЗАО 'Росаэро' (г. Жуковский) организовало серийное производство обратных клапанов гравитационного типа, которое обеспечивает своевременное выполнение бюллетеней по замене обратных клапанов на всем парке самолетов Ту-154В и Ту-154М.
 
ФГУ Роспатент принято решение о выдаче патента на изобретение 'Обратный клапан для горизонтального трубопровода' приоритет от 25.08.2006 года. Заявка №2006130674/06(033333).



комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer