Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Чибис" будет изучать грозы и общаться со школьниками


23.04.08 10:51 Ольга Закутняя, Журнал "Авиапанорама", №2


Тенденции миниатюризации, захватывающей все области технологий, не обошли стороной и спутниковую отрасль. В последние годы все большее значение в космосе приобретают малые аппараты.

Общее понятие 'малые спутники', то есть космические аппараты массой до 300 кг, принято разделять на несколько классов: 300-100 кг - мини-спутники, 100-10 кг - микроспутники, 10-1 кг - наноспутники. Сегодня говорят уже и о пикоспутниках, чья масса не превышает 1 кг, хотя в настоящее время такие аппараты представляют собой пока перспективные разработки.
 
Количество проектов малых аппаратов, которые разрабатываются во всем мире, постоянно увеличивается. Главная причина растущей популярности - относительно низкая стоимость разработки и запуска. Второе преимущество малых КА - сравнительно небольшой срок подготовки аппарата, что вкупе с невысокой ценой существенно снижает возможные риски при неудачном выводе аппарата на орбиту. Конечно, при этом срок их жизни на орбите и функциональность меньше, чем у больших спутников, но тем не менее они позволяют решать достаточно большой спектр задач. Кроме этого, благодаря небольшому времени подготовки и относительной дешевизне можно создавать целые группировки малых спутников, поддерживать которые относительно просто.
 
Эти же особенности делают малые КА чрезвычайно интересными инструментами для научных исследований. Цикл разработки и подготовки к запуску большого научного спутника (например, орбитальной обсерватории) занимает от нескольких лет до десятилетия. За это время неизбежно устаревает научная аппаратура. Эта естественная для любой космической техники проблема становится менее актуальной в случае микроспутников, так как цикл их подготовки не так велик. Важно отметить, что сами работы по созданию малого КА представляет сложную научную и техническую задачу. Не случайно многие микроспутники, которые летают сегодня, представляют собой пока технологические образцы для отработки элементов систем будущих аппаратов. Таков, например, спутник PROBA-1 (Европейское космическое агентство, запуск 2001 г.), название которого расшифровывается как 'Проект для отработки автономных бортовых систем' (Project for On-Board Autonomy). Его масса составляет 94 кг. Спутник предназначен для технологической отработки в реальных условиях автономных систем управления, навигации, наведения, распределения времени работы приборов и сброса информации. Несмотря на то, что аппарат задумывался прежде всего как технологический эксперимент сроком на один год, он продолжает работать на орбите и сегодня как спутник дистанционного зондирования Земли.
 
Примеры малых аппаратов можно приводить очень долго, однако интересно отметить, что к их созданию все более активно подключаются университеты, чему также способствует низкая стоимость изготовления таких КА. Образовательная ценность малых спутников двояка. Во-первых, сама их разработка представляет зачастую серьезную техническую задачу. Во-вторых, появляется возможность использовать в обучении данные, полученные непосредственно со спутника, что, безусловно, привлекает интерес студентов.
 
'Колибри' изучает земную магнитосферу
 
Использование малых спутников для решения научных задач в Институте космических исследований РАН развивается с начала 2000-х годов. 20 марта 2002 г. на орбиту был выведен российско-австралийский микроспутник 'Колибри-2000' (масса 20,5 кг), разработанный и изготовленный в ИКИ РАН в кооперации с российскими партнерами из космической индустрии и при поддержке РКК 'Энергия'.
 
При выведении 'Колибри-2000' на орбиту с борта МКС микроспутник помещался в специальный транспортно-пусковой контейнер, который устанавливался на грузовом корабле 'Прогресс М1-7'.
 
По предварительным баллистическим расчетам, спутник должен был просуществовать на орбите около 4 месяцев, однако, из-за того, что в апреле 2002 г. активность Солнца достаточно быстро возросла и атмосфера Земли разогрелась и расширилась, т.е. поднялась, высота полета спутника начала снижаться. 'Колибри-2000' проработал на орбите полтора месяца и совершил за это время 711 оборотов вокруг Земли. 2 мая 2002 г. аппарат закончил свою работу, войдя в плотные слои атмосферы над Тихим океаном.
 
'Колибри-2000' предназначался для исследований магнитосферы и ионосферы. Часть экспериментов проводилась в координации с научной аппаратурой, установленной на МКС, что позволило оценить степень влияния самой станции на результаты научных экспериментов. Кроме этого, с помощью спутника проводились самостоятельные исследования. Несмотря на свои малые размеры, 'Колибри-2000' нес два научных прибора: анализатор частиц и полей и магнитометр (масса научного комплекса составила 3,6 кг). С их помощью проводились эксперименты по ряду на-правлений: изучение ионосферы, магнитного поля Земли и особенностей развития магнитных суббурь, атмосферно-ионосферных и литосферно-ионосферных связей (включая проблему регистрации в ионосфере эффектов от землетрясений), структуры и особенностей формирования потоков заряженных частиц под радиационными поясами на низких и средних широтах. Время работы спутника совпало с периодом возмущенного Солнца (17-24 апреля 2002 г.), и наблюдения 'Колибри-2000' помогли прояснить картину того, каким образом повышенная солнечная активность сказывается на состоянии околоземного космического пространства.
 
Кроме научной, микроспутник выполнял также образовательную функции. 'Колибри-2000' стал первым аппаратом в программе научно-образовательных микроспутников России. Работа непосредственно со школами - это естественный метод информирования широкой общественности о результатах научных исследований и первая ступень для подготовки будущих специалистов в области космических исследований.
 
Часть научной информации с аппарата передавалась на Землю в радиолюбительском диапазоне, который могли принимать в школах. В эксперименте участвовали школы Москвы, Обнинска и Сиднея (Австралия).
 
Опыт, полученный в ходе реализации проекта 'Колибри-2000', используется для дальнейшего развития микроспутниковых технологий. С 2004 г. в ИКИ РАН ведутся разработки новой универсальной платформы микроспутников для целей фундаментальных и прикладных научных исследований. Тема 'Создание бортовой платформы микроспутника прикладного и научного назначения на основе современных технологий и разработок' включена в программу фундаментальных исследований Президиума РАН 'Изменения окружающей среды и климата: природные катастрофы'. Будущая платформа уже получила название 'Чибис'.
 
Платформа 'Чибис' сможет стать основой для спутников самого разного назначения. В ИКИ РАН параллельно с проектированием и созданием собственно платформы также прорабатывается комплекс научной нагрузки и программы работы для возможных космических аппаратов на ее базе, ориентированных не только на фундаментальные, но и на прикладные аспекты космических исследований. В настоящее время в институте готовятся два варианта спутника 'Чибис': первый предназначен для изучения грозовых разрядов с орбиты, второй - для мониторинга парниковых газов и катастрофических явлений в атмосфере и ионосфере Земли.
 
В центре внимания - грозы
 
Первым из двух спутников к запуску готовится 'грозовой' 'Чибис-М'. Аппарат предназначен для детального исследования одного из самых загадочных природных явлений, несмотря на то, что человек наблюдает его уже многие сотни лет. Последние десятилетия принесли серьезные изменения в наше понимание природы грозовых разрядов, что было также связано и с космическими исследованиями.
 
Наблюдатель на Земле замечает лишь небольшую часть энергии, которая выделяется при электрических атмосферных разрядах (разрядах, происходящих между облаками и землей), сосредоточенную, в основном, в оптическом диапазоне и энергии звука: то есть, фактически видит молнию и слышит гром. Но в начале 1990-х  гамма-обсерватория COMPTON (НАСА, время работы 1991-2000 гг.) обнаружила исключительно мощные импульсы гамма-излучения земного происхождения, которые были связаны с молниевыми разрядами. Позже эти наблюдения подтвердил спутник RHESSI (НАСА, запуск 2002 г.).
 
Кроме этого, во время гроз были обнаружены радиоимпульсы сверхвысокой мощности и энергии, создававшие радиоизлучение в очень широком диапазоне частот. Интересно отметить, что они появлялись чуть раньше самих молний - в течение 2-3 предшествующих миллисекунд. Наконец, эти импульсы были зарегистрированы и на Земле.
 
В основе этих феноменов лежит физическое явление, которое было в начале 1990-х теоретически предсказано академиками А.В. Гуревичем и К.П. Зыбиным в Физическом институте им. П.Н. Лебедева РАН. Оно получило название 'пробой на убегающих электронах'. Первоначально на грозовом облаке (высота приблизительно 10-20 км) накапливается заряд. Затем, в результате некоторого 'затравочного' события рождается лавина электронов низких энергий, которые, двигаясь в большом электрическом поле, созданном электрическим зарядом на грозовом облаке, разгоняются до релятивистских скоростей и генерируют мощные импульсы радио-, ультрафиолетового и гамма-излучения. Затравочным событием, как предполагается, служит попадание в промежуток между заряженным облаком и Землей высокоэнергичных космических лучей.
 
Весь этот процесс происходит до разряда между Землей и облаком, видимого в оптическом диапазоне, и занимает несколько сотен миллисекунд, а длительность серии всплесков - всего несколько десятков микросекунд. Наблюдать эти явления с Земли практически невозможно: поток электронов, генерирующих импульсы, направлен, в основном, вверх, так как идущий вниз почти сразу же поглощается в атмосфере. Порожденное им излучение распространяется далее по всем направлениям, но по пути вниз, к Земле, гамма-фотоны высоких энергий практически сразу же поглощаются земной атмосферой, и лишь по дороге вверх, где ее плотность резко уменьшается, они могут проникнуть в околоземное пространство и наблюдаться спутниками.
 
Первый из микроспутников 'Чибис-М' предназначен для детального изучения этих процессов в самом широком диапазоне энергий - от радио- до гамма-излучения. Кроме сугубо научного, изучение этого явления представляет и практическую важность. Прежде всего, сверхмощное гамма-излучение на высотах 10-20 км - это потенциальная опасность для экипажей и пассажиров самолетов. Кроме этого, гамма-излучение, которое все же достигает Земли, покрывает большие площади, что может оказаться важным как с точки зрения экологии, так и с точки зрения безопасности людей. Наконец, сверхмощные одиночные радиоимпульсы имеют мощное излучение практически во всем используемом диапазоне радиоволн (до 3 ГГц и выше) и могут служить удобным природным источником излучения для создания глобального мониторинга радиосвязи.
 
Кроме ИКИ РАН, в проекте участвуют Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Научно-исследовательский институт ядерной физики им. Д.Н. Скобельцына МГУ им. М.В. Ломоносова и РКК 'Энергия'. Научные руководители проекта - член-корреспондент РАН Л.М. Зеленый (ИКИ РАН) и академик РАН А.В. Гуревич (ФИАН).
Масса спутника 40 кг, комплекса научной аппаратуры - 12,5 кг. Состав научной аппаратуры спутника по-настоящему уникален: впервые исследования грозовых разрядов будут проводиться в столь широком спектре электромагнитных излучений. В него входят: рентген-гамма детектор, детектор ультрафиолета (разрабатываются в НИИЯФ МГУ), радиочастотный анализатор и цифровая фотокамера (ИКИ РАН). Кроме этого, в состав научного комплекса входит система сбора, анализа, хранения и передачи информации, которая разрабатывается в ИКИ.
 
Задача, которую предстояло решить разработчикам, была нетривиальной. Научные приборы 'Чибиса-М' обладают очень высоким временным разрешением (порядка наносекунды), и объем получаемой ими информации чрезвычайно велик - за очень короткое время (порядка 10 миллисекунд) необходимо проанализировать и запомнить до 100 гигабайт данных. При таком объеме вести непрерывную запись наблюдений невозможно. Кроме этого, грозы - относительно редкое явление, поэтому перед разработчиками встала проблема выбора события-'триггера', по которому данные наблюдений будут записываться в кольцевую память прибора, а затем передаваться в общую память и на Землю.
 
Как и его предшественник 'Колибри-2000', 'Чибис-М' - научно-образовательный спутник. Часть его научной информации планируется передавать в радиолюбительском диапазоне, который можно принимать непосредственно в школах.
 
В рамках данной программы создается и наземная инфраструктура, обеспечивающая прием и обработку информации с космического аппарата. Центр приема и управления микроспутниками организуется в Специальном конструкторском бюро космического приборостроения ИКИ РАН в г. Таруса (Калужская обл.).
В летном виде спутник будет готов к концу текущего года. По предварительной договоренности с ракетно-космической корпорацией 'Энергия', запуск аппарата произойдет в 2009 г. с использованием инфраструктуры МКС, по схеме, схожей со схемой запуска 'Колибри-2000'. В космос 'Чибис-М' выйдет из транспортно-пускового контейнера, размещенного на 'верхней' открытой части корабля 'Прогресс', который поднимет высоту круговой орбиты микроспутника до 500 км. Планируемый срок работы - 2 года.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше



Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer