Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Чибис" будет изучать грозы и общаться со школьниками


23.04.08 10:51 Ольга Закутняя, Журнал "Авиапанорама", №2


Тенденции миниатюризации, захватывающей все области технологий, не обошли стороной и спутниковую отрасль. В последние годы все большее значение в космосе приобретают малые аппараты.

Общее понятие 'малые спутники', то есть космические аппараты массой до 300 кг, принято разделять на несколько классов: 300-100 кг - мини-спутники, 100-10 кг - микроспутники, 10-1 кг - наноспутники. Сегодня говорят уже и о пикоспутниках, чья масса не превышает 1 кг, хотя в настоящее время такие аппараты представляют собой пока перспективные разработки.
 
Количество проектов малых аппаратов, которые разрабатываются во всем мире, постоянно увеличивается. Главная причина растущей популярности - относительно низкая стоимость разработки и запуска. Второе преимущество малых КА - сравнительно небольшой срок подготовки аппарата, что вкупе с невысокой ценой существенно снижает возможные риски при неудачном выводе аппарата на орбиту. Конечно, при этом срок их жизни на орбите и функциональность меньше, чем у больших спутников, но тем не менее они позволяют решать достаточно большой спектр задач. Кроме этого, благодаря небольшому времени подготовки и относительной дешевизне можно создавать целые группировки малых спутников, поддерживать которые относительно просто.
 
Эти же особенности делают малые КА чрезвычайно интересными инструментами для научных исследований. Цикл разработки и подготовки к запуску большого научного спутника (например, орбитальной обсерватории) занимает от нескольких лет до десятилетия. За это время неизбежно устаревает научная аппаратура. Эта естественная для любой космической техники проблема становится менее актуальной в случае микроспутников, так как цикл их подготовки не так велик. Важно отметить, что сами работы по созданию малого КА представляет сложную научную и техническую задачу. Не случайно многие микроспутники, которые летают сегодня, представляют собой пока технологические образцы для отработки элементов систем будущих аппаратов. Таков, например, спутник PROBA-1 (Европейское космическое агентство, запуск 2001 г.), название которого расшифровывается как 'Проект для отработки автономных бортовых систем' (Project for On-Board Autonomy). Его масса составляет 94 кг. Спутник предназначен для технологической отработки в реальных условиях автономных систем управления, навигации, наведения, распределения времени работы приборов и сброса информации. Несмотря на то, что аппарат задумывался прежде всего как технологический эксперимент сроком на один год, он продолжает работать на орбите и сегодня как спутник дистанционного зондирования Земли.
 
Примеры малых аппаратов можно приводить очень долго, однако интересно отметить, что к их созданию все более активно подключаются университеты, чему также способствует низкая стоимость изготовления таких КА. Образовательная ценность малых спутников двояка. Во-первых, сама их разработка представляет зачастую серьезную техническую задачу. Во-вторых, появляется возможность использовать в обучении данные, полученные непосредственно со спутника, что, безусловно, привлекает интерес студентов.
 
'Колибри' изучает земную магнитосферу
 
Использование малых спутников для решения научных задач в Институте космических исследований РАН развивается с начала 2000-х годов. 20 марта 2002 г. на орбиту был выведен российско-австралийский микроспутник 'Колибри-2000' (масса 20,5 кг), разработанный и изготовленный в ИКИ РАН в кооперации с российскими партнерами из космической индустрии и при поддержке РКК 'Энергия'.
 
При выведении 'Колибри-2000' на орбиту с борта МКС микроспутник помещался в специальный транспортно-пусковой контейнер, который устанавливался на грузовом корабле 'Прогресс М1-7'.
 
По предварительным баллистическим расчетам, спутник должен был просуществовать на орбите около 4 месяцев, однако, из-за того, что в апреле 2002 г. активность Солнца достаточно быстро возросла и атмосфера Земли разогрелась и расширилась, т.е. поднялась, высота полета спутника начала снижаться. 'Колибри-2000' проработал на орбите полтора месяца и совершил за это время 711 оборотов вокруг Земли. 2 мая 2002 г. аппарат закончил свою работу, войдя в плотные слои атмосферы над Тихим океаном.
 
'Колибри-2000' предназначался для исследований магнитосферы и ионосферы. Часть экспериментов проводилась в координации с научной аппаратурой, установленной на МКС, что позволило оценить степень влияния самой станции на результаты научных экспериментов. Кроме этого, с помощью спутника проводились самостоятельные исследования. Несмотря на свои малые размеры, 'Колибри-2000' нес два научных прибора: анализатор частиц и полей и магнитометр (масса научного комплекса составила 3,6 кг). С их помощью проводились эксперименты по ряду на-правлений: изучение ионосферы, магнитного поля Земли и особенностей развития магнитных суббурь, атмосферно-ионосферных и литосферно-ионосферных связей (включая проблему регистрации в ионосфере эффектов от землетрясений), структуры и особенностей формирования потоков заряженных частиц под радиационными поясами на низких и средних широтах. Время работы спутника совпало с периодом возмущенного Солнца (17-24 апреля 2002 г.), и наблюдения 'Колибри-2000' помогли прояснить картину того, каким образом повышенная солнечная активность сказывается на состоянии околоземного космического пространства.
 
Кроме научной, микроспутник выполнял также образовательную функции. 'Колибри-2000' стал первым аппаратом в программе научно-образовательных микроспутников России. Работа непосредственно со школами - это естественный метод информирования широкой общественности о результатах научных исследований и первая ступень для подготовки будущих специалистов в области космических исследований.
 
Часть научной информации с аппарата передавалась на Землю в радиолюбительском диапазоне, который могли принимать в школах. В эксперименте участвовали школы Москвы, Обнинска и Сиднея (Австралия).
 
Опыт, полученный в ходе реализации проекта 'Колибри-2000', используется для дальнейшего развития микроспутниковых технологий. С 2004 г. в ИКИ РАН ведутся разработки новой универсальной платформы микроспутников для целей фундаментальных и прикладных научных исследований. Тема 'Создание бортовой платформы микроспутника прикладного и научного назначения на основе современных технологий и разработок' включена в программу фундаментальных исследований Президиума РАН 'Изменения окружающей среды и климата: природные катастрофы'. Будущая платформа уже получила название 'Чибис'.
 
Платформа 'Чибис' сможет стать основой для спутников самого разного назначения. В ИКИ РАН параллельно с проектированием и созданием собственно платформы также прорабатывается комплекс научной нагрузки и программы работы для возможных космических аппаратов на ее базе, ориентированных не только на фундаментальные, но и на прикладные аспекты космических исследований. В настоящее время в институте готовятся два варианта спутника 'Чибис': первый предназначен для изучения грозовых разрядов с орбиты, второй - для мониторинга парниковых газов и катастрофических явлений в атмосфере и ионосфере Земли.
 
В центре внимания - грозы
 
Первым из двух спутников к запуску готовится 'грозовой' 'Чибис-М'. Аппарат предназначен для детального исследования одного из самых загадочных природных явлений, несмотря на то, что человек наблюдает его уже многие сотни лет. Последние десятилетия принесли серьезные изменения в наше понимание природы грозовых разрядов, что было также связано и с космическими исследованиями.
 
Наблюдатель на Земле замечает лишь небольшую часть энергии, которая выделяется при электрических атмосферных разрядах (разрядах, происходящих между облаками и землей), сосредоточенную, в основном, в оптическом диапазоне и энергии звука: то есть, фактически видит молнию и слышит гром. Но в начале 1990-х  гамма-обсерватория COMPTON (НАСА, время работы 1991-2000 гг.) обнаружила исключительно мощные импульсы гамма-излучения земного происхождения, которые были связаны с молниевыми разрядами. Позже эти наблюдения подтвердил спутник RHESSI (НАСА, запуск 2002 г.).
 
Кроме этого, во время гроз были обнаружены радиоимпульсы сверхвысокой мощности и энергии, создававшие радиоизлучение в очень широком диапазоне частот. Интересно отметить, что они появлялись чуть раньше самих молний - в течение 2-3 предшествующих миллисекунд. Наконец, эти импульсы были зарегистрированы и на Земле.
 
В основе этих феноменов лежит физическое явление, которое было в начале 1990-х теоретически предсказано академиками А.В. Гуревичем и К.П. Зыбиным в Физическом институте им. П.Н. Лебедева РАН. Оно получило название 'пробой на убегающих электронах'. Первоначально на грозовом облаке (высота приблизительно 10-20 км) накапливается заряд. Затем, в результате некоторого 'затравочного' события рождается лавина электронов низких энергий, которые, двигаясь в большом электрическом поле, созданном электрическим зарядом на грозовом облаке, разгоняются до релятивистских скоростей и генерируют мощные импульсы радио-, ультрафиолетового и гамма-излучения. Затравочным событием, как предполагается, служит попадание в промежуток между заряженным облаком и Землей высокоэнергичных космических лучей.
 
Весь этот процесс происходит до разряда между Землей и облаком, видимого в оптическом диапазоне, и занимает несколько сотен миллисекунд, а длительность серии всплесков - всего несколько десятков микросекунд. Наблюдать эти явления с Земли практически невозможно: поток электронов, генерирующих импульсы, направлен, в основном, вверх, так как идущий вниз почти сразу же поглощается в атмосфере. Порожденное им излучение распространяется далее по всем направлениям, но по пути вниз, к Земле, гамма-фотоны высоких энергий практически сразу же поглощаются земной атмосферой, и лишь по дороге вверх, где ее плотность резко уменьшается, они могут проникнуть в околоземное пространство и наблюдаться спутниками.
 
Первый из микроспутников 'Чибис-М' предназначен для детального изучения этих процессов в самом широком диапазоне энергий - от радио- до гамма-излучения. Кроме сугубо научного, изучение этого явления представляет и практическую важность. Прежде всего, сверхмощное гамма-излучение на высотах 10-20 км - это потенциальная опасность для экипажей и пассажиров самолетов. Кроме этого, гамма-излучение, которое все же достигает Земли, покрывает большие площади, что может оказаться важным как с точки зрения экологии, так и с точки зрения безопасности людей. Наконец, сверхмощные одиночные радиоимпульсы имеют мощное излучение практически во всем используемом диапазоне радиоволн (до 3 ГГц и выше) и могут служить удобным природным источником излучения для создания глобального мониторинга радиосвязи.
 
Кроме ИКИ РАН, в проекте участвуют Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Научно-исследовательский институт ядерной физики им. Д.Н. Скобельцына МГУ им. М.В. Ломоносова и РКК 'Энергия'. Научные руководители проекта - член-корреспондент РАН Л.М. Зеленый (ИКИ РАН) и академик РАН А.В. Гуревич (ФИАН).
Масса спутника 40 кг, комплекса научной аппаратуры - 12,5 кг. Состав научной аппаратуры спутника по-настоящему уникален: впервые исследования грозовых разрядов будут проводиться в столь широком спектре электромагнитных излучений. В него входят: рентген-гамма детектор, детектор ультрафиолета (разрабатываются в НИИЯФ МГУ), радиочастотный анализатор и цифровая фотокамера (ИКИ РАН). Кроме этого, в состав научного комплекса входит система сбора, анализа, хранения и передачи информации, которая разрабатывается в ИКИ.
 
Задача, которую предстояло решить разработчикам, была нетривиальной. Научные приборы 'Чибиса-М' обладают очень высоким временным разрешением (порядка наносекунды), и объем получаемой ими информации чрезвычайно велик - за очень короткое время (порядка 10 миллисекунд) необходимо проанализировать и запомнить до 100 гигабайт данных. При таком объеме вести непрерывную запись наблюдений невозможно. Кроме этого, грозы - относительно редкое явление, поэтому перед разработчиками встала проблема выбора события-'триггера', по которому данные наблюдений будут записываться в кольцевую память прибора, а затем передаваться в общую память и на Землю.
 
Как и его предшественник 'Колибри-2000', 'Чибис-М' - научно-образовательный спутник. Часть его научной информации планируется передавать в радиолюбительском диапазоне, который можно принимать непосредственно в школах.
 
В рамках данной программы создается и наземная инфраструктура, обеспечивающая прием и обработку информации с космического аппарата. Центр приема и управления микроспутниками организуется в Специальном конструкторском бюро космического приборостроения ИКИ РАН в г. Таруса (Калужская обл.).
В летном виде спутник будет готов к концу текущего года. По предварительной договоренности с ракетно-космической корпорацией 'Энергия', запуск аппарата произойдет в 2009 г. с использованием инфраструктуры МКС, по схеме, схожей со схемой запуска 'Колибри-2000'. В космос 'Чибис-М' выйдет из транспортно-пускового контейнера, размещенного на 'верхней' открытой части корабля 'Прогресс', который поднимет высоту круговой орбиты микроспутника до 500 км. Планируемый срок работы - 2 года.



комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer