Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Байконур


9 июля 2008 года Ирина Жирнова, Красная звезда


Начало космической эры, запуск первого спутника, полет человека в космос - все это неразрывно связано с космодромом Байконур. Это название звучит уже 53 года в сообщениях всех мировых информационных агентств, когда очередная ракета устремляется к звездам со стартовой площадки, расположенной в казахстанской степи. А всего за более чем полувековой отрезок времени с космодрома было проведено 1.290 пусков ракет космического назначения и 1.202 пуска межконтинентальных баллистических ракет. Но это только сухие цифры, за которыми колоссальный труд огромного количества людей, создавших и сам космодром, и ракеты, и город в безжизненной степи. Среди них был и мой отец, один из первопроходцев Байконура. Так что для меня история Байконура - часть и нашей семейной истории. С раннего детства я слушала папины рассказы о том, как строился космодром, как готовились старты первых ракет, легенды о великом конструкторе Сергее Павловиче Королеве. И мечтала когда-нибудь собственными глазами увидеть бескрайнюю степь, стартовые площадки, запуски ракет. И вот наконец-то эта мечта сбылась: 27 июня был запланирован старт ракеты-носителя 'Протон-К', на который в составе других журналистов пригласили и корреспондента 'Красной звезды'.

От юрты до ракеты
 
Облик нашей планеты изменчив: исчезают целые цивилизации, оставляя после себя лишь скупые строчки в летописях или упоминания в сказах и легендах. Издревле люди селились вблизи крупных рек, которые были основными транспортными артериями, связывавшими между собой различные страны. Долина реки Сырдарья была районом орошаемого земледелия. Здесь же проходили караванные пути из Средней Азии, Монголии и Китая в государства, расположенные близ Каспия по течению реки Волга и далее на запад. Здесь жили саки и аксарты, которые имели, по свидетельству летописцев, развитую культуру. И по сей день можно видеть развалины древних городов и ирригационных сооружений. Но борьба за власть, за владение побережьем обрекла этот край на разрушение: сначала в VIII веке огнем и мечом покорили эти земли арабы, а в IX веке нашествие монголов окончательно превратило некогда цветущую местность в пустыню.
 
Шли годы, территория, где ныне расположен космодром, попала в начале XIX века под власть Кокандского ханства. В середине того же века здесь произошли события, которые положили начало усилению влияния России в регионе: 28 июля 1853 года генерал Перовский штурмом овладел крепостью Ак-Мечеть. Позднее это место было переименовано в город Перовск, который с 1925 года стал называться Кзыл-Орда. До 1929 года он был столицей Казахстана. Генерал Перовский построил два форта - Казалинск и Кармакчи. И только в начале прошлого века появился разъезд Тюра-Там. Собственно, ничего, кроме этого разъезда да крошечных селений вдоль железной дороги, идущей на Ташкент, там не было. Первопроходцев Байконура встретила бескрайняя и практически безлюдная степь.
     
Первый строительный отряд прибыл к месту будущего космодрома в январе 1955 года. Тяжелые погодные условия испытывали характеры на прочность: летом столбик термометра не опускался ниже 45 градусов, налетали пыльные бури, а зимой лютовал мороз. Жили в землянках, палатках и вагончиках. Но стройка кипела, набирая темп день ото дня. Уже весной того же года работы велись на огромной территории, срок ввода объектов в строй был определен жестко - конец 1956 года. 'Почему такая спешка?' - спросите вы. Дело в том, в начале
     
1950-х годов мир погрузился в пучину так называемой 'холодной войны'. Перед лицом возможной агрессии Запада и США наша страна остро нуждалась в новых межконтинентальных баллистических ракетах (МБР) - средствах доставки ядерного оружия. В ОКБ-1 такая ракета была создана под руководством Сергея Королева. Она получила условное наименование Р-7. Для ее испытания нужен был новый полигон, так как существовавший в то время полигон Капустин Яр по условиям своего расположения не мог обеспечить летные испытания этой МБР. А вот район полустанка Тюра-Там, который был частью территории Кзыл-Ординской области Казахской ССР, подходил для этих целей идеально.
     
Строительство всех объектов началось одновременно: 5 мая 1955 года было заложено первое здание жилого городка испытателей, 22 июня уложен первый кубометр бетона дороги в сторону площадки
     
№ 2, расположенной в 38 километрах от жилого городка, а 20 июля строительные части приступили к работам по сооружению первого стартового комплекса на площадке № 1. Одновременно строился поселок Заря, который вскоре стал городом Ленинском, а позднее Байконуром. Курировал стройку неутомимый заместитель министра обороны маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин. Это были месяцы настоящего трудового героизма и самопожертвования во имя великой цели. И уже 15 мая 1957 года Госкомиссия подписала акт о сдаче в эксплуатацию первого стартового комплекса полигона на площадке № 1. В тот же день ракета Р-7 взлетела с космодрома и стала, таким образом, первой космической ракетой, на базе которой создана одна из самых надежных ракет-носителей 'Союз'. В то же время запуск означал, что в СССР создана межконтинентальная баллистическая ракета, способная донести ядерный заряд в любую точку земного шара. Так была решена важнейшая военно-политическая задача, стоявшая перед страной на том этапе. И, конечно, запуск Р-7 с нового космодрома положил начало космической эры.
     
Летом 1957 года был утвержден план вывода на орбиту первого искусственного спутника Земли, а уже 4 октября оператор центрального пульта лейтенант Б.С. Чекунов поворотом стартового ключа открыл отсчет успехов нашего государства в космосе. Вскоре в космосе побывали животные, первые автоматические межпланетные станции, спутники связи и телевещания. А 12 апреля 1961 года с первой стартовой площадки Байконура был запущен первый космический корабль с человеком на борту - летчиком-космонавтом Юрием Гагариным. 'Первый, впервые в мире' - эти слова почти всегда сопровождают сообщения о Байконуре, потому что космодром стал местом уникальных экспериментов и запусков. Это высшая оценка труда тысяч людей в погонах, чье великое чувство долга и патриотизм позволили нашей стране занять лидирующие позиции в освоении космоса.
     
'Протон' к полету готов
     
Творческая работа ученых, конструкторов и инженеров вскоре принесла свои плоды. Для освоения космического пространства создавались новые модификации и типы ракет. Все они испытывались на Байконуре совместными расчетами воинских частей космодрома и предприятий промышленности под руководством военных специалистов. 16 июля 1965 года состоялся запуск многоступенчатой ракеты-носителя тяжелого класса 'Протон' конструкции академика В.Н. Челомея.
 
Стартовые комплексы этой ракеты размещены на площадках № 81 и 200. Эта ракета-труженик немало поработала во славу нашей страны. Именно она выводила на орбиту все долговременные орбитальные станции 'Салют 1-7', 'Мир', сегменты международной космической станции, автоматические межпланетные станции на Луну, Венеру, Марс, к другим планетам Солнечной системы, спутники связи, навигации, телевещания.
     
Изначально речь шла о разработке мощной межконтинентальной баллистической ракеты массой 550 тонн. Однако уже на ранней стадии проекта было принято решение о разработке на ее основе трехступенчатой ракеты-носителя тяжелого класса, способной выводить на низкие околоземные орбиты полезные нагрузки массой до 20 тонн. С помощью разгонного блока (четвертой ступени) появлялась возможность вывода на геостационарные орбиты космические аппараты массой свыше двух тонн и межпланетные станции для изучения дальнего космоса и планет Солнечной системы. Первый запуск состоялся в двухступенчатом варианте. Была выведена научная станция 'Протон-1' с рекордной по тем временам массой 12,2 тонны. Позднее появился трехступенчатый вариант 'Протон-К', первый запуск которого состоялся 10 марта 1967 года. В нынешний век конструкторы шагнули с новой версией этой ракеты 'Протон-М', которая была запущена 7 апреля 2001 года.
     
Из досье 'Красной звезды'. Стартовая масса РН семейства 'Протон' - 700 тонн. Масса полезной нагрузки, выводимой на околоземную орбиту, - 20 - 22 т, на геостационарную орбиту (свыше 36.000 км) - 2,6 т, на траектории: к Луне - 6,2 т, к Марсу - 5,0 т, к Венере -
     
5,4 т. Длина ракеты-носителя без разгонного блока - 42,3 м, наибольший поперечный диаметр - 7,4 метра.
     
Всего с Байконура стартовали 333 'Протона', из них на долю РН 'Протон-К' пришлось 306 запусков. И взлет именно этой ракеты нам довелось увидеть воочию: 27 июня текущего года с космодрома Байконур стартовала РН тяжелого класса 'Протон-К' с космическим аппаратом серии 'Космос', запущенным в интересах Минобороны нашей страны.
     
Перед стартом
     
Мы прилетели на Байконур ночью, за сутки до запуска. После четырех часов полета хотелось сразу что-то увидеть, приобщиться к предстартовым событиям. Но вокруг нас царила непроглядная темень, в которой просто невозможно было увидеть ни степь, ни космодром. По счастью, до удушающей жары, которой нас все пугали еще в Москве, дело не дошло. На поле дул прохладный ветерок, напоенный запахами каких-то трав. Вскоре мы оказались во вполне комфортабельной гостинице, в которой как-то и трудно представить, что на тысячи километров вокруг простирается засушливая степь, в которой нет ни воды, ни растительности.
     
Уже ранним утром нас разбудило яркое солнце, а вместе с ним пришла и жара. Впрочем, до 45 градусов в тени было далеко, так что к стартовой площадке мы ехали в автобусе, продуваемом приятным свежим ветерком. Пейзаж вокруг разворачивался действительно космический. На огромной площади - 6.717 кв. км - возвышались бесчисленные мачты линий электропередачи, мелькали за окнами здания, стальные опоры и другие строения. Сегодня Байконур - один из самых рабочих космодромов мира. В его состав входят: восемь стартовых комплексов РН с 12 пусковыми установками, 4 шахтные пусковые установки для испытаний межконтинентальных баллистических ракет, 11 монтажно-испытательных корпусов, в которых размещены 34 технических комплекса для предстартовой подготовки ракет-носителей, космических аппаратов и разгонных блоков, 3 заправочные станции для заправки космических аппаратов и разгонных блоков компонентами ракетного топлива и сжатыми газами, измерительный комплекс с 4 пристартовыми измерительными пунктами и информационно-вычислительным центром, кислородно-азотный завод, теплоэлектроцентраль, газотурбинный электропоезд, 2 аэродрома.
     
После часовой тряски в автобусе мы, наконец, останавливаемся около той самой ракеты, которая через сутки должны взмыть в небо. Под слепящим солнцем 'Протон' кажется белоснежной птицей, полет которой до поры до времени сдерживают железные мачты. Идут последние предстартовые приготовления и проверки готовности к запуску. Лица людей, которые появляются в зоне видимости, сосредоточенны и напряжены. Собственно, такая обстановка царит повсеместно: грядущий запуск сам по себе мероприятие ответственное, но на этом будет присутствовать министр обороны Анатолий Сердюков. Так что персонал космодрома готовится с особым вниманием и наотрез отказывается от любых комментариев. Отсняв ракету со всех возможных ракурсов, мы отправляемся к монтажно-испытательному корпусу (МИК), где собираются 'Протоны'. Одну из таких ракет мы видим внутри - она выведет коммерческий спутник уже после нашего запуска. Нас ведут по огромному, в 2 футбольных поля помещению - залу № 111. Здесь совершенно забываешь, что на улице жарко и пыльно. Круглый год в этом зале поддерживаются постоянная температура (около 20 градусов) и почти стерильная чистота. За стеной в другом зале готовится разгонный блок
     
'Бриз-М', там же он стыкуется со спутником, одевается в головной обтекатель. Затем по железнодорожным путям он переезжает в этот большой зал на стыковку с ракетой-носителем. Очень удобно ходить по антистатическому полу - ноги не скользят, покрытие мягко пружинит.
     
- Сборка занимает порядка 35-40 дней, - рассказывает начальник технического комплекса МИКа Александр Геворкян, - зал имеет автоматическое управление чистотой, влажностью и температурой. Видите, везде стоят датчики, показания с которых уходят на центральный компьютер. Машина сама анализирует малейшие изменения и вносит необходимые коррективы. МИК первый этап реконструкции пережил в 1997 году, когда провели переоборудование соседнего зала, где собирается космическая головная часть - разгонный блок и спутник. В этом зале, где мы сейчас находимся, реконструкция была проведена в 2000 году. Все работы были выполнены за 11 месяцев. Теперь в МИКе собирают только 'Протоны'.
     
Поскольку речь идет о запуске военного спутника, вполне резонно интересуемся, насколько ответственно относится персонал к поставленной перед ним задаче. Александр Левонович улыбается:
     
- Для нас не имеет значения, какой именно спутник будет выводить ракета. Понимаете, запуск - дело настолько дорогое, что никто не может себе позволить отнестись к нему невнимательно. Так что готовили мы ракету в штатном режиме. Конечно, визит министра обороны добавил ответственности - в том смысле, что хочется показать ему все лучшее, чем славен космодром, не ударить в грязь лицом. Любой запуск - результат усилий огромного количества людей, каждый из которых на своем месте и в своей зоне ответственности вносит вклад в успех общего дела.
     
Ракеты в МИКе собирают, можно сказать, ежемесячно. Работы много, но условия очень хорошие. Сотрудники с гордостью говорят о том, что подобного зала нет нигде в мире. Даже американцы были поражены, когда увидели это чудо конструкторской мысли.
     
- У американцев есть небольшие чистые камеры, - продолжает рассказ Геворкян, - а у нас соседний зал, между прочим, имеет чистоту, в два раза превышающую чистоту хирургической операционной. Воздух относится к категории 'горный'. Если зайти туда после даже этого зала, то возникнет ощущение раскрытия легких.
 
Даже легкое головокружение можно почувствовать - настолько чистый воздух. Он специально кондиционируется, охлаждается, ему придается влажность в пределах 35-60 процентов. Фильтры грубой и тонкой очистки удаляют все вредные примеси и грязь из воздуха за пределами залов. Воздухообмен происходит 7,5 раз в час. Все это необходимо для того, чтобы ни одна частица пыли не попала на оптику и солнечные батареи. В противном случае в космосе они могут выйти из строя.
     
Работают в МИКе на сборке ракеты порядка 200 человек, из которых половина - местный штат, а остальные прилетают из Москвы, сопровождая ракету с места ее изготовления - Научно-производственного центра имени М.В. Хруничева. Добавьте к этому количеству вспомогательный персонал - около 120 человек, - который трудится на обслуживании МИКа, и становится ясно, сколько сил задействовано еще на этапе сборки ракеты. Бросается в глаза, что большинство сотрудников немолоды. В частных разговорах многие сетуют, что молодежь неохотно идет работать на Байконур. Зарплаты не столь высоки, чтобы компенсировать жизнь и работу вдали от крупных городов и в тяжелом климате. Остаются те, кто готов служить во имя высокой цели, 'болен' космосом с юности и всю жизнь посвятил этой работе. Что будет после них сказать трудно, но многие считают, что придется перейти к вахтовому способу переброски на Байконур необходимых специалистов.
     
Выход на орбиту
     
Запуск должен был состояться на рассвете. Накануне вся страна, включая и байконурцев, приникла к телевизионным экранам: полуфинал между сборными России и Испании обещал стать матчем века. Но, увы, наши футболисты не смогли порадовать болельщиков ярким футболом, так что на запуск мы ехали не только не выспавшимися, но и несколько подавленными. А ведь так хотелось, чтобы наша страна отпраздновала две победы - в спорте и в космосе. Видимо, и погода огорчилась вместе с нами: небо заволокло тучами, начал накрапывать дождь. Так и тряслись мы в автобусе под холодным душем, плохо представляя, как будем снимать взлет ракеты. Но в Казахстане погода меняется очень быстро. Уже на подъезде к
     
МИКу тучи разбежались, приоткрыв розовеющее небо. Вскоре к монтажно-испытательному корпусу подъехала внушительная процессия из нескольких автомобилей. Это прибыли высокие гости во главе с министром обороны РФ Анатолием Сердюковым. Вместе с ним МИК осматривали и другие высшие руководители Минобороны: статс-секретарь - заместитель министра обороны генерал армии Николай Панков, начальник Тыла ВС РФ - заместитель министра обороны генерал армии Владимир Исаков, командующий Космическими войсками (ныне начальник вооружения ВС РФ - заместитель министра обороны РФ) генерал-полковник Владимир Поповкин. Кроме того, в поездке принимал участие Главный военный прокурор генерал-полковник юстиции Сергей Фридинский, руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов, специалисты ГКНПЦ имени М.В. Хруничева, РКК 'Энергия' имени С.П. Королева, КБ ОМ имени В.П. Бармина, ЦЭНКИ, КБТХМ, ФКЦ 'Байконур' и других предприятий ракетно-космической отрасли промышленности. После осмотра залов МИКа и подробного рассказа о том, как собирается и готовится ракета к запуску, все быстро рассаживаются по машинам и выдвигаются на наблюдательный пункт.
     
На крытой трибуне собирается довольно много народа. Люди переговариваются вполголоса, невольно проникаясь предстартовым волнением. По радио звучат последние команды, ракета, несмотря на расстояние в несколько километров, видна хорошо. Но вот облака все-таки не рассеялись. Объявляется минутная готовность, а потом все равно неожиданно раздается мощный гул. Ровно в 3 часа 59 минут по московскому времени ракета стремительно взмывает вверх, оставляя за собой облака оранжевого цвета. Величественное, надо сказать, зрелище. Возникает чувство огромной гордости за нашу страну, ощущение сопричастности к важному делу, итогом которого и стал этот запуск. Министр обороны не скрывает удовлетворения, довольны и генералы, сопровождавшие высшего военного руководителя.
     
Анатолий Сердюков отправляется на 'Гагаринский старт', где расположен музей, а мы ждем начала совещания. Ведь сами понимаете: каким бы зрелищным ни был бы этот запуск, глава военного ведомства прибыл на Байконур с рабочим визитом, в ходе которого предстояло обсудить целый ряд проблем, связанных с предстоящими организационно-штатными мероприятиями на космодроме.
     
Пока мы ждем начала совещания, состоявшийся запуск комментирует пресс-секретарь министра обороны полковник Алексей Кузнецов:
     
- Цель выведения на орбиту космического аппарата серии 'Космос' - пополнение российской орбитальной группировки космических аппаратов военного назначения. В частности, наращивание возможностей космического эшелона системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Министерство обороны РФ рассматривает бесперебойное и устойчивое функционирование СПРН как важный фактор стратегического сдерживания. В установленное время космический аппарат с помощью разгонного блока планируется вывести на целевую орбиту. После чего он будет взят на управление специализированными наземными средствами Космических войск. Помимо наращивания космической составляющей СПРН, не менее важные задачи решаются и при развитии возможностей ее наземного эшелона. В первую очередь это относится к вводу в строй РЛС высокой заводской готовности в Ленинградской области и в Краснодарском крае.
     
Жилье для покорителей космоса
     
В 1991 году космодром перешел в собственность Республики Казахстан. Специфика обеспечения жизнедеятельности космодрома отражена в различных договорах и соглашениях как многостороннего (в рамках СНГ), так и двустороннего (РФ и РК) характера, заключенных в 1991-1994 годах. В 1994 году космодром Байконур передан в аренду России сроком на 20 лет, а с 1995 года в связи с реформированием Вооруженных Сил РФ началась поэтапная передача объектов космодрома от Минобороны Российскому авиационно-космическому агентству (в настоящее время Федеральное космическое агентство) и администрации города Байконур. В связи с этим многие соединения и воинские части космодрома были расформированы.
     
К 2000 году были полностью переданы объекты космических ракетных комплексов 'Союз', 'Энергия', 'Циклон', 'Зенит' и один стартовый комплекс ракеты-носителя 'Протон'. Городской администрации переданы объекты жилищного фонда, обеспечения и обслуживания города Байконур, объекты внешнего электро- и водоснабжения, магистральные автодороги. Но при этом именно бывшие военнослужащие составили костяк специалистов гражданских предприятий и организаций.
     
В январе 2004 года между Россией и Казахстаном было подписано соглашение о продлении срока аренды космодрома Байконур до 2050 года. Особой статьей в соглашении оговаривается создание на космодроме ракетно-космического комплекса 'Байтерек', а также создание и доставка на орбиту первого казахстанского телекоммуникационного спутника.
     
Пока мы ждем начала совещания, невольно прислушиваемся к разговорам сопровождающих нас местных офицеров. Дискуссия идет довольно бурная, ни одна из сторон не собирается уступать. Тема - жилье для тех, кто собирается служить дальше или увольняется в запас. Дело в том, что с 2005 по 2008 год расформировано 30 воинских частей и подразделений, в которых проходили службу более 2.000 офицеров и прапорщиков. Порядка 1.250 военнослужащих уволены с военной службы, на новые должности назначены около 700 офицеров и прапорщиков. Из этого количества более 330 офицеров продолжат службу в соединениях и воинских частях Космических войск, остальные переведены в другие рода и виды Вооруженных Сил. Как известно, Указ Президента РФ предписывает расформировать военный контингент космодрома Байконур и определить его дальнейшее служебное предназначение до 1 января 2009 года. На сегодняшний день на космодроме проходят военную службу более 1.000 военнослужащих. Значит, не так уж много времени осталось для решения их жилищного вопроса: ведь все те, кто принял решение об окончании службы, должны быть обеспечены жильем на российской территории с учетом их пожеланий. Сами понимаете, что это требует вложения значительных средств. Вот и беспокоятся офицеры: как все это будет проходить, когда можно будет сказать семьям, что квартирный вопрос решен.
     
- Понять сомнения и беспокойство офицеров можно, - говорит начальник отдела учета и распределения жилых помещений Космических войск полковник Олег Кулаковский, - но решить этот вопрос нам помогла целевая программа. Мы подсчитали, что в период с 2006 по 2008 год в обеспечении жильем на территории Российской Федерации нуждались 2.954 семьи военнослужащих расформировываемых воинских частей. Опросили их всех: кто и в каком регионе хотел бы жить. В итоге составили планы потребности жилья по регионам России с учетом состава семьи. В 2006 году было выделено около 250 квартир в городах Краснодар, Мценск (Орловская область), Калуга, Пушкин Ленинградская область), Саратов, Кострома, Большие Вяземы (Московская область). Еще 414 военнослужащих приобрели квартиры путем реализации государственных жилищных сертификатов. Я хочу подчеркнуть, что решения таких масштабных вопросов стало возможно именно благодаря подготовке и реализации программы отселения военнослужащих с космодрома Байконур. Сама программа - итог усилий множества людей различного должностного уровня, объединенных пониманием необходимости решения этой масштабной социальной задачи.
     
Цифры, приведенные на совещании, впечатляют: на основании поручения Президента РФ Минобороны выделены дополнительные средства в объеме 3.300 млн. рублей, в том числе 2.700 млн. рублей на строительство и приобретение жилья, 600 млн. рублей выделено Росстрою на предоставление жилищных сертификатов. В 2007 году Байконур получил 1.194 квартиры в различных российских городах, реализовано 108 ГЖС. В 2008 году на космодром переданы для распределения 300 квартир в городах Краснознаменск, Зюзино, Вороново (Московская область).
     
- Анализ того, что сделано, - подводит итог полковник Кулаковский, - подтверждает правильность наших расчетов, достаточность выделенных правительством средств, эффективность их вложения и реальность выполнения задачи обеспечения всех военнослужащих космодрома Байконур жилыми помещениями на территории России до конца текущего года. В настоящее время работа по выполнению президентского поручения вошла в заключительную фазу. Планируется до конца года выделить еще около 350 квартир в Московской и Ленинградской областях, в Калуге и Смоленске.
     
Да, скоро военных на Байконуре почти не останется, но это не значит, что Россия уходит с казахстанской земли. Все соглашения остаются в силе. Байконур был и остается одним из ключевых звеньев в выполнении космических программ России и стран СНГ. Сегодня и в обозримом будущем ряд важнейших задач этих программ может быть решен только с помощью этого космодрома. Речь о запусках на геостационарную орбиту космических аппаратов связи, навигации и телевещания, российских космических кораблей по пилотируемой программе, автоматических межпланетных станций. Космодром играет важную роль в выполнении международных обязательств России по реализации планов развертывания Международной космической станции и обеспечении ее функционирования.
     
Перед отъездом мы прошлись по улицам Байконура. Конечно, многое изменилось в городе с советских времен: часть зданий требует ремонта, непросто найти работу для местного населения. Но по-прежнему названия улиц в честь космонавтов напоминают о славной истории города. Молодые люди назначают свидания у памятников Гагарину и Королеву или рядом с ракетой и самолетом. Всего в Байконуре-2008 таких памятников более 20. Здесь расположены 3 вуза, 14 школ, 16 парков и скверов. Шумят деревья, посаженные первопроходцами Байконура в центральном парке, напоминая о тех, кто отдал лучшие годы жизни во имя того, чтобы в безжизненной степи возник город, которому было суждено открыть дорогу к звездам. Для нашей страны и всего человечества.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми



Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC6rdB
Ремонт авто: https://youdo.com/auto/maintenance/collapseofconvergence/, подробнее по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer