Компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС, производитель SSJ100) еще летом объявила о переносе сроков поставки лайнеров на декабрь 2009 г. По контракту между ГСС и «Аэрофлотом» перевозчик должен получить 30 самолетов (еще на 15 оформлен опцион), а штраф за каждую просрочку SSJ100 — $1,5 млн. Но стороны смогли договориться о «неденежной компенсации». Об этом шла речь на последнем заседании совета директоров «Аэрофлота», рассказали «Ведомостям» источник, близкий к Минтрансу, и два члена совета директоров.
По их словам, ГСС и «Аэрофлот» не подписывали никаких официальных бумаг — действует «джентльменское соглашение» о том, что перевозчик не предъявляет ГСС штрафы, а та лоббирует временную отмену таможенных пошлин на самолеты, ввозимые сейчас «Аэрофлотом». На заседании совета директоров присутствовал и гендиректор АХК «Сухой» Михаил Погосян, курирующий проект SSJ100. Он, по словам собеседников «Ведомостей», лоббировал на правительственном уровне обнуление пошлин. Погосян пользуется авторитетом у всех высоких чиновников, включая премьера Владимира Путина, объяснили «Ведомостям» чиновники и руководители авиаотрасли. А менеджер «Аэрофлота» не видит ничего предосудительного в договоренностях между его компанией и ГСС, ведь обе стороны получили выгоду. Представитель ГСС от комментариев отказался.
С 18 октября начнет действовать правительственное постановление, которое продлевает на девять месяцев беспошлинный ввоз самолетов вместимостью свыше 300 кресел, а также — впервые — обнуляет на этот же срок ставку на самолеты массой более 120 т (без пассажиров и грузов). Под первую «поблажку» подпадают не только пять самолетов A330-300, которые «Аэрофлот» ждет в 2010 г., но и дальнемагистральные лайнеры, приобретаемые «Трансаэро». Под вторую — только лайнеры А330-200. Пять таких самолетов в операционный лизинг взял «Аэрофлот».
Хотя «Аэрофлот» уже получил А330-200, новые правила действуют и для них, объяснил представитель компании.
Обнуление пошлин позволит сэкономить сумму, равную цене лайнера (каталожная стоимость А330-200 — $180,1 млн). А вот новейшему самолету Boeing — B787 Dreamliner не хватило всего 2 т, чтобы попасть в список «льготников», рассказал «Ведомостям» источник, близкий к «Сухому». Впрочем, первые поставки B787 «Аэрофлоту» начнутся после 2014 г.