Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Боевые маршруты штурмана Лавского


19 октября 2009 года Дмитрий Семенов, Красная Звезда


У Виктора Михайловича Лавского - крепкое, уверенное рукопожатие, твердый, проницательный взгляд. Генерал бывшим не бывает. Даже в 95... Безошибочно угадаешь в нем и авиатора: в своем более чем почтенном возрасте он до сих пор читает и пишет без очков. Его активной жизненной позиции по-хорошему позавидуешь. Генерал-лейтенант авиации в отставке Лавский - и глава межрегиональной организации инвалидов войн и военной службы, и председатель Ассоциации советских добровольцев в гражданской войне в Испании. Общение с этим человеком - настоящая находка для любого, кто интересуется историей. Ведь он сам, по сути, - живая история Военно-воздушных сил, история страны и армии...

В небе – сеньор Валенсиано


     Ровесник Первой мировой, Виктор Михайлович Лавский за свою жизнь прошел три войны - испанскую, финскую и Великую Отечественную. После окончания в 1936 году Харьковской летной школы (а до этого он работал в вагонном депо и на метеостанции, учился на рабфаке в Институте железнодорожного транспорта) он получил предложение отправиться в «государственную командировку» в Испанию.
     - Туда в то время стремились многие, особенно молодежь, - вспоминает Виктор Михайлович. - Но нужны были специалисты - летчики, штурманы, танкисты, артиллеристы.
     Официально СССР в эту страну своих военнослужащих не направлял. Советские военспецы находились на той войне под вымышленными именами. Виктор Лавский границу пересек по документам метеоролога Любарского, а уже в Испании стал Хуаном Педро Валенсиано. Эскадрилья советских летчиков, где он воевал, в составе 12 самолетов базировалась по всей стране, участвуя в поддержке наземных войск.
     Боевая работа наших военных авиаторов была крайне важна для республиканских войск. От ее результативности зависело многое. Однажды, это было под Сарагосой, экипаж Лавского «вскрыл» во время разведки вражеский аэродром с 60 самолетами. Летчики установили позиции зенитных батарей, стоянки самолетов, определили наиболее удобные подходы к цели. На рассвете наши самолеты совершили налет на аэродром противника и уничтожили его.
     За время своей испанской командировки Виктор Лавский совершил 96 боевых вылетов. Причем 36 из них пришлись на воздушную разведку - один из наиболее сложных и опасных видов применения авиации, когда действовать приходилось без прикрытия. Летал на бомбардировщике СБ - скоростном, двухмоторном, с экипажем из трех человек. Это была довольно современная машина, во многом превосходившая в ту пору самолеты производства Германии и Италии. Правда, немцы стремительно модернизировали свою технику, используя для этого в том числе и опыт боевого применения своей авиации в Испании.
     Дважды самолет Лавского был сбит. Один раз это случилось под Мадридом. «Трассеры» пробили радиаторы жидкостного охлаждения, двигатели застопорились. Самолет, едва перетянув линию фронта, сел на брюхо в винограднике. Летчик и штурман в бою и при посадке не пострадали: от огня их защитила бронированная спинка сиденья пилота. А вот сидевший в хвосте испанец, воздушный стрелок, при обстреле получил ранение в ногу. К счастью, рана оказалась неопасной. Экипаж благополучно добрался до аэродрома своих войск на автомобиле.
     Другой раз их подбили во время Теруэльской операции. «Мессеры» вывели из строя один мотор. С большим трудом экипаж довел израненную машину до своей базы.
     - Языковой барьер между нами и испанцами преодолевался довольно быстро, - вспоминает Виктор Михайлович. - Уже через месяц я понимал, а еще через месяц мог сносно объясняться с испанскими товарищами. Даже писал разведдонесения на испанском. В свою очередь и испанцы, с которыми мы вместе летали, также успешно осваивали русский.
     Всякое бывало на той войне. Гражданской войне. Одно время наши самолеты страдали от перехватов вражескими истребителями. Казалось, противник будто поджидал их в условленном месте. Виктор Лавский как-то посоветовал летчику сменить заданную высоту полета: с двух до четырех тысяч метров. Уже в полете они заметили группу вражеских истребителей. Как раз на их плановых двух тысячах... Перед окончанием командировки они узнали, что в штабе у республиканцев работал шпион. Передавать сведения труда ему не составляло: по всей Испании даже во время войны работала обычная телефонная связь.
     Командировка молодого штурмана должна была продлиться 4,5 месяца. Но получилось в два раза дольше.
     - Смена из Советского Союза для нас была готова, - рассказывает Виктор Михайлович. - Но грянул 1937 год, и те, кто готовил летчиков, неожиданно оказались «врагами народа». Подготовленная смена была отменена, и нам пришлось выполнять боевые задачи еще один срок.
     

Найти и отогреть!


     Со своей первой войны Виктор Михайлович вернулся в феврале 1938 года. На груди у 23-летнего офицера сияли два ордена боевого Красного Знамени. В 1939-1941 годах Виктор Михайлович - слушатель Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. И в этот же период он в должности штурмана авиаэскадрильи участвует в советско-финляндской войне, где совершает 21 боевой вылет. Его боевая «стажировка» продлится три месяца.
     Воевать в условиях холодной, снежной зимы было непросто. К тому же задания экипажа Виктора Лавского порой носили особый характер. Под руководством известного полярного летчика Героя Советского Союза Ивана Спирина они отвечали за розыск сбившихся с курса советских самолетов.
     - Требовалось не только обнаружить пропавшую машину, - вспоминает Виктор Лавский, - но и спасти ее, то есть поднять в воздух, вернуть и самолет, и летчика на аэродром.
     Заблудиться в тех местах было нетрудно: однообразный заснеженный пейзаж, минимум ориентиров. К счастью, была и масса возможностей для удачной посадки. Импровизированными аэродромами для потерявших свои базы самолетов становились многочисленные озера. Здесь пропавшие машины и находил экипаж Лавского. Опыт и отличные штурманские навыки помогали ему справиться с этой задачей.
     - Мы приземлялись рядом, на то же озеро, благо самолеты были оборудованы лыжами, а толщина льда из-за морозов позволяла принимать даже тяжелые машины, - вспоминает Виктор Михайлович. - Отогревали лампами АПЛ двигатель севшего на вынужденную самолета, вручную раскручивали лопасти пропеллера и запускали мотор. Затем поднимали машину в воздух, взлетали сами и вместе шли до своего аэродрома.
     Естественно, что отогревать нужно было и застрявшего на озере пилота. В поисковый самолет предусмотрительно брался запас еды. За время финской кампании таких летчиков, спасенных экипажем Виктора Лавского, набралось более десятка, почти из каждого нашего авиаполка.
     

Штурманские истины


     Великую Отечественную офицер встретил в должности штурмана авиаполка ближних бомбардировщиков Су-2. Уже в первые дни войны за успешно выполненные шесть боевых вылетов (на седьмом его одномоторный деревянный самолет с перкалевой оболочкой был сбит, пилот с большим трудом дотянул горящую машину до своей территории) он был представлен к ордену Красной Звезды. В период битвы за Сталинград Виктор Михайлович участвовал в выполнении ответственного задания в штабе фронта: занимался разработкой плана боевого применения авиасоединений по окружению группы немецких войск. За участие в разработке этого плана Лавский получил третий орден Красного Знамени. Четвертым и пятым орденами Красного Знамени он был награжден за боевые полеты и штурманскую подготовку боевого применения авиации при освобождении Севастополя и Чехословакии.
     Великую Отечественную войну Виктор Лавский прошел на Юго-Западном, Сталинградском, 4-м Украинском фронтах. Занимал должности главного штурмана маневренной авиагруппы фронта, старшего штурмана истребительной авиадивизии 8-й воздушной армии, заместителя главного штурмана и начальника отдела штаба авиационного объединения.
     - В чем, говорите, заключается «штабная» работа штурмана? - спрашивает Виктор Михайлович. - В те годы наземных технических средств самолетовождения почти не существовало. Главными в работе штурмана были хорошая визуальная ориентировка, умение четко сличать карту с местностью. Для этого штурманам надо было иметь достаточную подготовку. Ее организацией и занимался штурманский отдел.
     Перед выходом на задание до штурманов всех экипажей доводился порядок работы, рассказывалось об особенностях ориентиров.
     - Нужно было детально разобрать, как и за что «цепляться» в полете, - рассказывает Виктор Михайлович. - Назначались также послеполетные разборы. Например, кто-то при выполнении задания оторвался, сел не на свой аэродром. Почему, выясняли вместе. Зачастую причиной происшествия как раз и оказывались невнимание, неумение штурманов работать с картами, сличать их с местностью.
     Если не было боевых вылетов, для штурманов всегда назначалась учеба. За это также отвечал Виктор Лавский. То, что штурманская работа - это предельное внимание и постоянный самоконтроль, он уяснил еще в Испании. Во время той командировки в его машине как-то отказал магнитный компас. Начал показывать направления, не схожие с реальной обстановкой. Штурмана Лавского тогда выручило умение работать по наземным ориентирам. Только благодаря своей наблюдательности он сумел вывести самолет на нужный аэродром. По прилете обнаружилось, что в корпус компаса попало звено металлической ленты от бортового пулемета ШКАС. Из-за этого компас и показывал невесть что...
     

Под крылом самолета о чем-то поет...


     После войны в течение пяти лет Виктор Лавский был начальником отдела штурманской службы Главного штаба ВВС. В 1950 году его как опытного боевого специалиста назначают главным штурманом военной авиации экспедиции «Север-5». В условиях обострения политических отношений между двумя мировыми системами эта экспедиция выполняла сложнейшие задачи, связанные со строительством аэродромов на дрейфующих льдах Арктики, с использованием их боевой авиацией в случае необходимости. От летного состава в арктических широтах требовалась особенно высокая штурманская подготовка. Виктор Михайлович лично многократно вылетал на Северный полюс, выбирал льдины для аэродромов, обучал экипажи и лидировал самолеты на ледовые площадки. За выполнение этого уникального и ответственного правительственного задания Виктор Лавский был удостоен шестого ордена Красного Знамени.
     В 1952-1971 годах В.М. Лавский - главный штурман - начальник управления Войск противовоздушной обороны приграничной линии, главный штурман 10-й воздушной армии, а затем и главный штурман ВВС - начальник управления Главного штаба ВВС. В этой должности он пробыл 14 лет, дослужившись до генерал-лейтенанта авиации. Последняя должность перед увольнением - начальник штурманского факультета ВВА им. Ю.А. Гагарина.
     За время службы Виктор Лавский освоил большое количество типов боевых самолетов. Летал, будучи и при генеральских погонах. Он, в частности, оказался первым генералом, освоившим бомбардировщик Ту-22. Машина эта тогда только-только вводилась в строй, нередкими были аварии и катастрофы. Требовалось время, чтобы довести самолет. Генералу можно было и повременить с полетом. Но Лавский специально прошел обучение и провел вылеты на этой технике, освоив ее, выполнив учебные бомбометания.
     Летал он и на истребителях. Однажды, уже после войны, заместитель командующего одной из воздушных армий решил «укатать» штурмана, имевшего к тому времени опыт полетов лишь на «тихоходных» по сравнению с истребителями бомбардировщиках. Поднялись в небо и сразу начали закладывать пируэты. В итоге лихой летчик «укатался» сам. Лавский, находившийся в кабине в качестве пассажира, на виражах применял свой «маневр»: опускал голову к коленям. Это препятствовало оттоку крови. Находчивость и опыт помогли штурману после приземления остаться на ногах. В отличие от того лихого «истребителя»...
     

Душой и сердцем не старея


     Он всегда был верен своему курсу. И в небе, и в жизни. Уйдя в запас, а затем в отставку, Виктор Михайлович не расстался с авиацией. 15 лет он трудился начальником отдела и старшим научным сотрудником в управлении воздушным движением Аэрофлота. Написал кандидатскую диссертацию, а также ряд руководящих документов, пособий, наставлений и справочников по штурманскому делу. Кроме того, Виктор Михайлович - профессор Академии военных наук РФ.
     Родина высоко оценила его заслуги. Виктор Лавский - кавалер шести орденов Красного Знамени, четырех орденов Красной Звезды, трех орденов Отечественной войны. Он также удостоен ордена Почета и медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. За целенаправленную работу в интересах общества Виктор Михайлович награжден орденом Преподобного Святого Князя Московского Даниила.
     А в 1965 году генерал-лейтенант Виктор Лавский был одним из первых удостоен звания «Заслуженный военный штурман СССР», учрежденного в том же году указом Президиума Верховного Совета. Ему был вручен знак за номером 2. Вместе с Виктором Михайловичем кавалерами этого звания стали главный штурман авиации ВМФ полковник Виктор Гриша (он в списке награжденных шел по алфавиту первым и получил знак № 1), а также главный штурман Дальней авиации Герой Советского Союза генерал-майор Федор Яловой. В семейном архиве генерала Лавского до сих пор хранится тот августовский номер «Красной звезды» с указом Президиума Верховного Совета о присвоении ему и еще двум военным авиаторам высокого звания «Заслуженный военный штурман СССР».
     Сын Виктора Михайловича пошел по стопам отца. Сергей Викторович Лавский окончил военный вуз, служил в авиации на инженерных должностях, занимался научной работой. В запас вышел в звании полковника. А вот среди внуков и правнуков Виктора Михайловича военных авиаторов нет и, похоже, не предвидится. У генерала - три внучки, три правнучки...
     В свои 95 Виктор Лавский не сидит без дела. Телефон в его московской квартире молчит редко. Генерал участвует в военно-патриотическом воспитании молодежи, старается помогать людям по мере своих сил и возможностей, ведет активную общественную деятельность.
     Некоторые дела, которые были сделаны Виктором Михайловичем в последние годы, имеют не просто зримое очертание, но и по-настоящему знаковое значение. Так, несколько лет назад при непосредственном участии генерал-лейтенанта в отставке Лавского и другого боевого летчика - Героя Советского Союза Александра Осипенко, тоже генерала в отставке и участника испанских событий, был создан памятник советским добровольцам, воевавшим в Испании.
     Монументальный комплекс, изготовленный в нашей стране, был доставлен в Мадрид и установлен на муниципальном кладбище Фуэнкарраль, расположенном в пригороде испанской столицы. Монумент представляет собой половину триумфальной арки, возвышающейся над наклоненной картой Испании, в землю которой уходят ряды добровольцев. Рядом - фигура женщины, символизирующая Родину-мать, которая скорбно провожает их взглядом.
     Виктор Лавский был не только одним из инициаторов создания этого памятника. Он лично участвовал в установлении имен погибших на испанской земле советских воинов (всего с той войны не вернулись 198 наших соотечественников). Генерал также занимался и решением большого количества организационных вопросов. Сегодня посещение монумента на кладбище Фуэнкарраль является непременной частью программ визитов российских официальных делегаций в Испанию. Регулярно бывают здесь и ветераны испанских событий. К великому сожалению, их с каждым годом остается все меньше...
     В преддверии 95-летнего юбилея генерал-лейтенанта Лавского, который он отметит 19 октября, с поздравлениями и добрыми пожеланиями этому легендарному человеку через нашу газету обратился коллектив штурманской службы Военно-воздушных сил и Совета ветеранов штурманской службы ВВС.
     - Нашей службе, являющейся, без преувеличения, одной из важнейших служб Военно-воздушных сил, есть чем и кем гордится, - сказал главный штурман ВВС России полковник Михаил Звягин. - В числе таких людей и генерал-лейтенант авиации в отставке Виктор Михайлович Лавский.
     - На примере Виктора Михайловича воспитано уже не одно поколение штурманов, которые достойно и самоотверженно выполняют свой воинский и профессиональный долг, - отметил главный штурман ВВС РФ в 2002-2008 годах, заслуженный военный штурман РФ генерал-майор запаса Сергей Нужин.
     Редакция «Красной звезды» присоединяется к поздравлениям юбиляру и желает Виктору Михайловичу такой же нескончаемой жизненной энергии, крепкого летного здоровья, бодрости духа и оптимизма. С юбилеем Вас, товарищ генерал!




комментарии (0):













Материалы рубрики


РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?



Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9GaA
Рекомендуем: https://youdo.com/auto/tinted/, подробности по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer