Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Авиалесоохрана": оперативный маневр ресурсами


02.06.09 10:56 Журнал "Авиапанорама" №2-2009


Комплексная системная борьба с пожарами в лесах России является прерогативой Лесной службы. Охрана 1180 млн га лесного фонда страны невозможна без эффективных авиационных технологий. Россия - одна из немногих стран, где уже почти 8 десятилетий имеется профессиональная лесная авиапожарная служба - система авиабаз 'Авиалесоохрана'. Интересный факт - становление, развитие и совершенствование пожарной авиации как в России, так и во всем мире в 90% случаев происходит именно в лесном пожаротушении.

В апреле месяце начался очередной пожароопасный сезон. Только за два весенних месяца по состоянию на 15 мая в лесах страны зарегистрировано более 11,7 тысяч лесных пожаров, огнем пройдено свыше 0,6 млн га. В таких условиях все лесные службы работают в чрезвычайном режиме. Весной ежедневно на тушении лесных пожаров работает до 4 тысяч лесных пожарных, в труднодоступных районах до 2500 парашютистов и десантников-пожарных баз «Авиалесоохраны», для авиационной поддержки привлекаются до 60 воздушных судов (ВС). Летом с наступлением устойчивых форм таежных пожаров число привлекаемых лесных пожарных увеличится в 2 раза, а ВС – в 4 раза!
 
В настоящее время авиапожарная служба страны переживает нелегкие времена. В лесной отрасли страны идет реформирование. Коренным образом меняется лесная политика страны. Со вступлением в силу Лесного кодекса с 1 января 2007 года полномочия в сфере лесных отношений переданы субъектам Российской Федерации, упразднены лесхозы и созданы лесничества, авиабазы (включая парк ведомственной пожарной авиации – более 100 ВС) единой государственной системы «Авиалесоохрана» переданы в ведение субъектов Российской Федерации. Требуется значительный период времени на адаптацию к новым условиям. Административные решения в данном случае привели к разрушению технологических связей.
 
Ежегодно на территории ряда субъектов Российской Федерации возникают чрезвычайные лесопожарные ситуации, которые требуют оперативного наращивания ресурсов для борьбы с лесными пожарами. В условиях децентрализации управления подразделениями авиационной охраны лесов в субъектах Российской Федерации оказалось невозможным осуществлять межрегиональное маневрирование силами и средствами пожаротушения.
 
Кроме того, при ликвидации филиалов ФГУ «Авиалесоохрана» и создании специализированных учреждений по авиационной охране лесов в ряде субъектов Российской Федерации произошло значительное сокращение численности работников авиапожарных команд (АПК). По отдельным субъектам их количество оказалось меньше нормативного показателя в расчёте даже на минимальный уровень пожарной опасности в лесу по условиям погоды (Республики Бурятия, Саха (Якутия), Карелия, Иркутская область и др.). В этих условиях стал остро ощущаться дефицит ресурсов пожаротушения, что приводит к распространению лесных пожаров на больших площадях.
 
В 2007-2008 годах стало очевидным, что при возникновении высокой и чрезвычайной пожарной опасности ни один из субъектов Российской Федерации не в состоянии обеспечить своевременную ликвидацию чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными пожарами, без привлечения дополнительных сил и средств.
 
Многолетний опыт авиационной охраны лесов показал, что для этих целей необходимо иметь резервы сил и средств пожаротушения, финансовых средств, которые позволят оперативно влиять на улучшение лесопожарной обстановки. При этом сделан вывод о том, что дополнительное привлечение подразделений и ресурсов иных ведомств, не специализированных в лесном пожаротушении и не интегрированных в систему авиационной охраны лесов, не дает положительного результата.
 
В связи с этим, для оказания своевременной помощи субъектам Российской Федерации в борьбе с лесными пожарами Советом по развитию лесного комплекса при Правительстве Российской Федерации в декабре 2008 года принято решении о необходимости создания в системе Рослесхоза федерального резерва авиапожарных команд.
 
            Для стабилизации лесопожарной обстановки необходимо создание трёхуровневой системы по использованию ресурсов пожаротушения:
 
-          местный уровень – задействуются силы и средства субъектов Российской Федерации;
-          региональный уровень – задействуются силы и средства межрегиональных авиационных лесопожарных центров федерального округа (ФАЛЦ);
-          национальный уровень (Национальный лесопожарный центр Рослесхоза) – задействуются силы и средства ФАЛЦ всех федеральных округов.
 
В рамках предложенной модели в субъектах Российской Федерации создается специализированная структура наземных и авиационных сил и средств пожаротушения в форме государственных учреждений – лесопожарных центров, которые объединят ресурсы наземной и авиационной охраны лесов и будут проводить все работы по профилактике и тушению пожаров. Финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета (субвенций) и других местных источников (арендаторов, лесофондодержателей, средств субъекта). В лесопожарный центр передаются все средства пожаротушения, включая пожарно-химические станции бывших лесхозов и авиационный компонент, имеющиеся в субъекте Российской Федерации. Минимальная численность работников и специалистов должна соответствовать численности, необходимой для ликвидации всех возникающих пожаров при низкой пожарной опасности. При увеличении пожарной опасности привлекаются силы и средства организаций региона на конкурсной основе. Это позволит иметь оптимальную по затратам лесопожарную структуру в регионе.
 
Следующий уровень – организация тушения лесных пожаров на национальном и региональном уровнях. Организация и оказание помощи субъектам Российской Федерации по тушению лесных пожаров осуществляются Федеральным авиационным лесопожарным центром и его 5 филиалами – межрегиональными авиационными лесопожарными центрами (МАЛЦ): Дальневосточным, Сибирским, Центральным, Уральским и Северо-Западным.
 
В Приволжском, Центральном и Южном федеральных округах создаётся единый (Центральный) межрегиональный авиационный лесопожарный центр. 
 
В Сибирском и Дальневосточном федеральных округах предполагается создание двух МАЛЦ численностью порядка 300 человек каждый, в которых организуются по два специализированных подразделения – базы авиационной охраны лесов. Численность работников авиапожарных команд в каждом центре составит более 200 человек, работников авиационного подразделения – около 70 человек.
 
Структура Центрального, Уральского и Северо-Западного МАЛЦ аналогична базе авиационной охраны лесов, а численность составит до 150 человек в каждом.
 
Всего по окончании формирования центров в них должно быть сосредоточено около 700 профессиональных лесных пожарных-парашютистов и десантников.
 
Во всех филиалах запланирована организация авиационных подразделений с включением в их состав от 2 до 6 вертолетов типа Ми-8МТВ (всего 20 единиц), в Сибирском и Дальневосточном ФО – дополнительно предполагается включить 3 самолета Ан-74 и 3 самолета-амфибии Бе-200П.
 
При Федеральном авиационном лесопожарном центре будет функционировать Авиационный учебный центр для подготовки и повышения квалификации специалистов среднего звена по управлению пожарами.
 
            Данные работы планируется провести в два этапа.
 
            На первом этапе в 2011 – 2012 годах создаётся система организации пожаротушения в лесах Российской Федерации:
 
-          на национальном уровне – Федеральный авиационный лесопожарный центр (2011 г.);
-          на региональном уровне – Центральный (2011 г.), Сибирский (2012 г.) и Дальневосточный (2012 г.) межрегиональные авиационные лесопожарные центры с местами базирования
в г. Владимир (со структурным подразделением в г. Йошкар-Ола), п. Шушенское Красноярского края (со структурным подразделением в г. Омске),
г. Хабаровск (со структурным подразделением в г. Арсеньев Приморского края).
 
На втором этапе в 2013 – 2015 гг. создаются Уральский (г. Екатеринбург) и Северо-Западный (г. Вологда) межрегиональные авиационные лесопожарные центры.
 
С выполнением этапов по созданию Федеральных авиационных лесопожарных центров в России окончательно сформируется новый облик авиационной охраны лесов. Появится возможность, как и прежде (до 2007 года), оказывать «горимым» регионам страны оперативную помощь авиационными силами в необходимом объеме.
 
Для их организации необходимо сделать много работы, внести соответствующие поправки в нормативно-правовые документы в части, касающейся организации и привлечения сил и средств федерального резерва, интеграции новых подразделений в технологические схемы работ. Также необходимо законодательно предусмотреть возможность привлечения сил и средств пожаротушения лесопожарных центров субъектов Российской Федерации для оказания помощи другим субъектам Российской Федерации.
 
Сейчас уже имеется политическое решение, определен источник финансирования. Задачи поставлены и сомнений в способности их реализовать нет.
 
Формирование новых структур обязательно будет сопровождаться внедрением новых технических решений, например, автоматизацией принятия управленческих решений при тушении «крупных» лесных пожаров, расширением использования беспилотных авиационных комплексов (БАК) для информирования наземных команд пожарных и др.
 
Специалисты «Авиалесоохраны» обладают опытом формирования национальных систем авиационной охраны лесов (Куба, Монголия, Афганистан, Казахстан, Белоруссия). Сейчас проявляют интерес к российскому опыту Узбекистан, Индонезия, ЮАР, Иран. Главное – не останавливаться перед трудностями!
 
Виктор Сементин,
начальник ЛПС ФГУ «Авиалесоохрана»
Николай Коршунов,
заместитель начальника ЛПС
ФГУ «Авиалесоохрана»



комментарии (0):













Материалы рубрики

София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов



Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBtqdG
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/garbage/debris/ здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer