Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Авиалесоохрана": оперативный маневр ресурсами


02.06.09 10:56 Журнал "Авиапанорама" №2-2009


Комплексная системная борьба с пожарами в лесах России является прерогативой Лесной службы. Охрана 1180 млн га лесного фонда страны невозможна без эффективных авиационных технологий. Россия - одна из немногих стран, где уже почти 8 десятилетий имеется профессиональная лесная авиапожарная служба - система авиабаз 'Авиалесоохрана'. Интересный факт - становление, развитие и совершенствование пожарной авиации как в России, так и во всем мире в 90% случаев происходит именно в лесном пожаротушении.

В апреле месяце начался очередной пожароопасный сезон. Только за два весенних месяца по состоянию на 15 мая в лесах страны зарегистрировано более 11,7 тысяч лесных пожаров, огнем пройдено свыше 0,6 млн га. В таких условиях все лесные службы работают в чрезвычайном режиме. Весной ежедневно на тушении лесных пожаров работает до 4 тысяч лесных пожарных, в труднодоступных районах до 2500 парашютистов и десантников-пожарных баз «Авиалесоохраны», для авиационной поддержки привлекаются до 60 воздушных судов (ВС). Летом с наступлением устойчивых форм таежных пожаров число привлекаемых лесных пожарных увеличится в 2 раза, а ВС – в 4 раза!
 
В настоящее время авиапожарная служба страны переживает нелегкие времена. В лесной отрасли страны идет реформирование. Коренным образом меняется лесная политика страны. Со вступлением в силу Лесного кодекса с 1 января 2007 года полномочия в сфере лесных отношений переданы субъектам Российской Федерации, упразднены лесхозы и созданы лесничества, авиабазы (включая парк ведомственной пожарной авиации – более 100 ВС) единой государственной системы «Авиалесоохрана» переданы в ведение субъектов Российской Федерации. Требуется значительный период времени на адаптацию к новым условиям. Административные решения в данном случае привели к разрушению технологических связей.
 
Ежегодно на территории ряда субъектов Российской Федерации возникают чрезвычайные лесопожарные ситуации, которые требуют оперативного наращивания ресурсов для борьбы с лесными пожарами. В условиях децентрализации управления подразделениями авиационной охраны лесов в субъектах Российской Федерации оказалось невозможным осуществлять межрегиональное маневрирование силами и средствами пожаротушения.
 
Кроме того, при ликвидации филиалов ФГУ «Авиалесоохрана» и создании специализированных учреждений по авиационной охране лесов в ряде субъектов Российской Федерации произошло значительное сокращение численности работников авиапожарных команд (АПК). По отдельным субъектам их количество оказалось меньше нормативного показателя в расчёте даже на минимальный уровень пожарной опасности в лесу по условиям погоды (Республики Бурятия, Саха (Якутия), Карелия, Иркутская область и др.). В этих условиях стал остро ощущаться дефицит ресурсов пожаротушения, что приводит к распространению лесных пожаров на больших площадях.
 
В 2007-2008 годах стало очевидным, что при возникновении высокой и чрезвычайной пожарной опасности ни один из субъектов Российской Федерации не в состоянии обеспечить своевременную ликвидацию чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными пожарами, без привлечения дополнительных сил и средств.
 
Многолетний опыт авиационной охраны лесов показал, что для этих целей необходимо иметь резервы сил и средств пожаротушения, финансовых средств, которые позволят оперативно влиять на улучшение лесопожарной обстановки. При этом сделан вывод о том, что дополнительное привлечение подразделений и ресурсов иных ведомств, не специализированных в лесном пожаротушении и не интегрированных в систему авиационной охраны лесов, не дает положительного результата.
 
В связи с этим, для оказания своевременной помощи субъектам Российской Федерации в борьбе с лесными пожарами Советом по развитию лесного комплекса при Правительстве Российской Федерации в декабре 2008 года принято решении о необходимости создания в системе Рослесхоза федерального резерва авиапожарных команд.
 
            Для стабилизации лесопожарной обстановки необходимо создание трёхуровневой системы по использованию ресурсов пожаротушения:
 
-          местный уровень – задействуются силы и средства субъектов Российской Федерации;
-          региональный уровень – задействуются силы и средства межрегиональных авиационных лесопожарных центров федерального округа (ФАЛЦ);
-          национальный уровень (Национальный лесопожарный центр Рослесхоза) – задействуются силы и средства ФАЛЦ всех федеральных округов.
 
В рамках предложенной модели в субъектах Российской Федерации создается специализированная структура наземных и авиационных сил и средств пожаротушения в форме государственных учреждений – лесопожарных центров, которые объединят ресурсы наземной и авиационной охраны лесов и будут проводить все работы по профилактике и тушению пожаров. Финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета (субвенций) и других местных источников (арендаторов, лесофондодержателей, средств субъекта). В лесопожарный центр передаются все средства пожаротушения, включая пожарно-химические станции бывших лесхозов и авиационный компонент, имеющиеся в субъекте Российской Федерации. Минимальная численность работников и специалистов должна соответствовать численности, необходимой для ликвидации всех возникающих пожаров при низкой пожарной опасности. При увеличении пожарной опасности привлекаются силы и средства организаций региона на конкурсной основе. Это позволит иметь оптимальную по затратам лесопожарную структуру в регионе.
 
Следующий уровень – организация тушения лесных пожаров на национальном и региональном уровнях. Организация и оказание помощи субъектам Российской Федерации по тушению лесных пожаров осуществляются Федеральным авиационным лесопожарным центром и его 5 филиалами – межрегиональными авиационными лесопожарными центрами (МАЛЦ): Дальневосточным, Сибирским, Центральным, Уральским и Северо-Западным.
 
В Приволжском, Центральном и Южном федеральных округах создаётся единый (Центральный) межрегиональный авиационный лесопожарный центр. 
 
В Сибирском и Дальневосточном федеральных округах предполагается создание двух МАЛЦ численностью порядка 300 человек каждый, в которых организуются по два специализированных подразделения – базы авиационной охраны лесов. Численность работников авиапожарных команд в каждом центре составит более 200 человек, работников авиационного подразделения – около 70 человек.
 
Структура Центрального, Уральского и Северо-Западного МАЛЦ аналогична базе авиационной охраны лесов, а численность составит до 150 человек в каждом.
 
Всего по окончании формирования центров в них должно быть сосредоточено около 700 профессиональных лесных пожарных-парашютистов и десантников.
 
Во всех филиалах запланирована организация авиационных подразделений с включением в их состав от 2 до 6 вертолетов типа Ми-8МТВ (всего 20 единиц), в Сибирском и Дальневосточном ФО – дополнительно предполагается включить 3 самолета Ан-74 и 3 самолета-амфибии Бе-200П.
 
При Федеральном авиационном лесопожарном центре будет функционировать Авиационный учебный центр для подготовки и повышения квалификации специалистов среднего звена по управлению пожарами.
 
            Данные работы планируется провести в два этапа.
 
            На первом этапе в 2011 – 2012 годах создаётся система организации пожаротушения в лесах Российской Федерации:
 
-          на национальном уровне – Федеральный авиационный лесопожарный центр (2011 г.);
-          на региональном уровне – Центральный (2011 г.), Сибирский (2012 г.) и Дальневосточный (2012 г.) межрегиональные авиационные лесопожарные центры с местами базирования
в г. Владимир (со структурным подразделением в г. Йошкар-Ола), п. Шушенское Красноярского края (со структурным подразделением в г. Омске),
г. Хабаровск (со структурным подразделением в г. Арсеньев Приморского края).
 
На втором этапе в 2013 – 2015 гг. создаются Уральский (г. Екатеринбург) и Северо-Западный (г. Вологда) межрегиональные авиационные лесопожарные центры.
 
С выполнением этапов по созданию Федеральных авиационных лесопожарных центров в России окончательно сформируется новый облик авиационной охраны лесов. Появится возможность, как и прежде (до 2007 года), оказывать «горимым» регионам страны оперативную помощь авиационными силами в необходимом объеме.
 
Для их организации необходимо сделать много работы, внести соответствующие поправки в нормативно-правовые документы в части, касающейся организации и привлечения сил и средств федерального резерва, интеграции новых подразделений в технологические схемы работ. Также необходимо законодательно предусмотреть возможность привлечения сил и средств пожаротушения лесопожарных центров субъектов Российской Федерации для оказания помощи другим субъектам Российской Федерации.
 
Сейчас уже имеется политическое решение, определен источник финансирования. Задачи поставлены и сомнений в способности их реализовать нет.
 
Формирование новых структур обязательно будет сопровождаться внедрением новых технических решений, например, автоматизацией принятия управленческих решений при тушении «крупных» лесных пожаров, расширением использования беспилотных авиационных комплексов (БАК) для информирования наземных команд пожарных и др.
 
Специалисты «Авиалесоохраны» обладают опытом формирования национальных систем авиационной охраны лесов (Куба, Монголия, Афганистан, Казахстан, Белоруссия). Сейчас проявляют интерес к российскому опыту Узбекистан, Индонезия, ЮАР, Иран. Главное – не останавливаться перед трудностями!
 
Виктор Сементин,
начальник ЛПС ФГУ «Авиалесоохрана»
Николай Коршунов,
заместитель начальника ЛПС
ФГУ «Авиалесоохрана»



комментарии (0):













Материалы рубрики

Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного



Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBtqdG
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/garbage/debris/ здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer