Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Мистраль" пригодится России еще не раз


1 октября 2010 года Илья Крамник, Независимое военное обозрение


То, что русский флот в обозримом будущем получит как минимум два (а может быть, и больше) универсальных десантных корабля иностранной постройки, судя по всему, дело решенное. Точно так же с наибольшей вероятностью следует предполагать, что эти корабли будут построены по образцу французского проекта BPC-160, более известного в России по имени головной боевой единицы этого типа – «Мистраль».

Планы приобретения боевых кораблей иностранной постройки для ВМФ России сами по себе вызвали изрядную дискуссию, а то, что купить предполагается корабли, принципиально новые для ВМФ России, только подняло градус споров. На сегодняшний день горячее обсуждение длится уже почти два года, и, в общем, определенные итоги можно подвести. Тему «Мистраля» для России можно примерно разделить на два основных вопроса:

оперативный – для каких задач, в рамках какой структуры и в каких районах планируется использовать эти корабли;

техническо-экономический – насколько российская промышленность готова к воспроизведению «Мистраля» по французскому образцу, к постройке кораблей эскорта, и к обеспечению технической готовности этих соединений.

ИСТОКИ УДК

Наибольшие споры вызывает именно первый вопрос. Для ответа на него нужно понимать, что собой представляет универсальный десантный корабль вообще и «Мистраль» в частности.

УДК как тип кораблей впервые был создан в США, которые по праву являются законодателями мод в сфере амфибийных операций. Созданные в годы Второй мировой войны десантные корабли класса LST (Landing Ship Tanks), предназначенные для высадки десанта и техники непосредственно на берег с рампы, имели серьезные ограничения по использованию: для подобной высадки были пригодны лишь несколько процентов от общей береговой линии Мирового океана, а кроме того, приткнувшийся непосредственно у побережья корабль такого класса представлял собой практически идеальную мишень для противника.

Первым шагом на пути решения этой проблемы стало создание к концу войны десантных кораблей класса LSD (Landing Ship Dock), которые высаживали технику и личный состав с помощью десантных катеров, штатно размещенных в кормовой док-камере корабля. Для этих кораблей было доступно уже более 15% мирового побережья, а кроме того, высаживая десант с помощью катеров и лихтеров десантный корабль находился вне зоны вражеского обстрела, в то время как небольшие катера представляли собой более трудные цели и одновременно менее ценные.

Следующий шаг был сделан с появлением и промышленным освоением вертолетов. На основе кораблей класса LSD были созданы корабли класса LPD (Landing Platform Dock), на которых помимо док-камеры в кормовой части сооружался вертолетный ангар (в надстройке на нос корабля). Эти корабли могли высаживать десант с воздуха, что резко повышало их тактическую гибкость. Однако недостаточный объем ангаров не позволял разместить на подобных кораблях более-менее крупное авиакрыло.

Практически одновременно в США были созданы десантные вертолетоносцы (LPH, Landing Platform Helicopter), предназначенные для высадки морской пехоты исключительно с помощью вертолетов. Эти корабли либо перестраивались из устаревших авианосцев времен Второй мировой (тип «Эссекс»), либо строились заново (тип «Иводзима») – по классической авианосной архитектуре (сквозная полетная палуба, надстройка-«остров» по правому борту, ангарная палуба и подъемники для авиатехники). Вертолетоносцы могли высаживать массированный вертолетный десант, но не могли нести тяжелую технику. В результате вставала проблема координации действий морской пехоты, высаживающейся с разных кораблей под управлением разных командных инстанций. Решение напрашивалось – объединить в одном корабле качества десантного вертолетоносца и корабля-дока, и этот шаг был сделан.

Первым в мире универсальным десантным кораблем стал вертолетоносец LHA-1 (Landing Helicopter Assault) «Тарава», построенный в 1969–1973 годах на верфи Ингалз Шипбилдинг и вошедший в строй в 1976 году.

34-тысячетонный корабль мог нести около 2000 морских пехотинцев с тяжелой техникой и авиакрыло численностью до 35 летательных аппаратов, включая боевые вертолеты AH-1, средние и тяжелые транспортные вертолеты CH-46 и CH-53 и впоследствии СВВП AV-8B Harrier II. Всего ВМС США получили с 1976 по 1980 год пять кораблей этого типа. Три из них уже выведены из состава флота, два остаются в строю.

Фактически «Таравы» становились полноценной плавающей военной базой, способной осуществлять наземные операции при поддержке тяжелой техники и авиации. Высадка десанта осуществлялась с помощью десантных катеров типа LCM/LCU, способных нести груз от 60 до 170 тонн и доставлять к берегу даже основные боевые танки, машины на их шасси и другую тяжелую технику.

Таким образом, США получили в свое распоряжение универсальное средство ведения войны, особенно ценное в условиях локальных конфликтов, где УДК с полноценным экспедиционным батальоном морской пехоты был очень серьезной гирей на весах. Развитием «Таравы» стали корабли типа «Уосп», оснащенные десантными катерами на воздушной подушке (КВП). Эти корабли, построенные в количестве восьми единиц с 1984 по 2009 год (последний корабль серии, «Макин Айленд», строился по измененному проекту и иногда выделяется в отдельный класс), на сегодняшний день являются вершиной развития концепции УДК. Их обозначение было изменено с LHA на LHD – Landing Helicopter Dock, подчеркнув возможности по высадке десанта с помощью КВП. Наличие КВП позволяет кораблям этого класса, оставаясь за горизонтом, в очень короткое время (в пределах получаса) внезапно высадить десант с тяжелой техникой и вооружением даже на труднодоступные топкие побережья с опасными мелями поблизости, исключающими приближение к берегу обычных катеров. В результате для «Уоспов» доступно 70% мирового побережья.

Рассказ об американских УДК был бы не полон без упоминания кораблей нового типа «Америка» – головной LHA-6 America в настоящее время находится в постройке. Этот корабль в отличие от «Таравы» и «Уоспа» лишен док-камеры, за счет чего значительно увеличены размеры ангарной палубы и численность авиакрыла. Таким образом, УДК данного типа предназначен для высадки аэромобильных подразделений морской пехоты – более гибких по сравнению с традиционными «тяжелыми» батальонами – и способен оказывать им более эффективную поддержку с воздуха.

Многие считают, что такое решение лишает «Америку» права называться универсальным кораблем и ставит его на один уровень с кораблями класса «Иводзима» и перестроенными «Эссексами», но это не так. Более просторные ангарная и полетная палубы позволяют 45-тысячетонной «Америке» нести большее число летательных аппаратов, чем любые другие вертолетоносцы до него, и расширяет возможности использования тяжелых аппаратов, включая конвертопланы типа «Оспрей».

«МИСТРАЛЬ» И ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ

Второй страной, построившей для своего флота УДК, стала Франция, в состав ВМС которой в 2005 году вошел УДК «Мистраль». Корабль полным водоизмещением 21 300 тонн классифицируется во Франции как batiment de projection et de commandement (BPС) – корабли управления и проекции силы, они оптимизированы для современных экспедиционных операций, не предусматривающих ведения интенсивных боевых действий. Не столь дорогостоящие и тяжеловооруженные, как американские УДК, «Мистрали», тем не менее обладают очень большими возможностями по несению длительной боевой службы в удаленных районах океана, в постоянной готовности к действию. Они способны нести до 450 морских пехотинцев (до 900 при уменьшенной степени комфорта и с меньшей автономностью) и авиакрыло до 16 средних или до 30 легких вертолетов.

«Мистраль» специально оснащен как корабль управления и может быть штабным кораблем соединения, осуществляющего миротворческие задачи или «демонстрацию флага» в районе конфликта. Кроме того, предусмотрена возможность использования корабля в качестве базы и плавучего госпиталя в зонах чрезвычайных ситуаций.

Следует отметить, что для использования в составе ВМФ России проект будет несколько доработан – корабли, построенные «для нас», получат ледовое усиление корпуса, а их ангар будет на 17 см выше, чем у французских аналогов, с тем чтобы разместить на ангарной палубе более высокие, чем у европейцев, вертолеты Камова.

Кроме того, корабль будет оснащен отечественной системой ПВО, которая будет усилена по сравнению с почти безоружным оригинальным проектом.

Где и как может использовать подобные корабли Россия? Если смотреть на ближайшую перспективу – до 5–10 лет, то потенциальных точек применения для «Мистраля» и впрямь найдется немного. Однако корабли подобного класса служат по 30 и более лет и их приобретение решает не столько задачу сиюминутного пополнения флота, сколько строительства ВМФ на перспективу. В этой перспективе неизбежно встанет вопрос защиты национальных интересов страны в удаленных от ее побережья районах, требующих военного присутствия достаточного для ведения (предотвращения, прекращения) локальных конфликтов. В этих условиях экспедиционная группа в составе УДК и его сопровождения является незаменимым инструментом.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Следует иметь в виду, что даже ясное понимание целей, задач и возможностей УДК в составе ВМФ России еще не гарантирует его успешного использования. Одним из самых серьезных вопросов в этой связи является способность российской промышленности обеспечить полноценное обслуживание и ремонт этих кораблей, а также планируемую постройку новых единиц по французскому образцу и, что не менее важно, возможность дать «Мистралям» нормальное сопровождение.

«Мистраль» не является особо сложным кораблем, он построен с массовым использованием технологий гражданского судостроения, имеет достаточно привычную для отечественного вспомогательного флота дизельную энергетическую установку фирмы «Вяртсиля» и в целом (при условии технической модернизации судоремонтных предприятий и судостроительных верфей) может и обслуживаться в России, и (при условии передачи соответствующей документации) строиться.

Вместе с тем на «Мистрале» применен ряд новых для отечественной промышленности технических решений: прежде всего это винторулевые колонки, значительно повышающие маневренность корабля, и современные системы боевого управления, навигации и связи. Постройка корабля с полным комплектом французской боевой электроники является одним из условий контракта со стороны России, желающей получить образец современных достижений в этой области.

Проблема нехватки кораблей сопровождения для «Мистраля» может быть решена только одним путем: первоочередным финансированием потребностей ВМФ в рамках новой госпрограммы вооружения на 2011–2020 годы. Следует понимать, что находящиеся сегодня в составе флота корабли советской постройки в подавляющем большинстве будут списаны в течение ближайших 10–15 лет, и для их замены Россия обязана построить за это время не менее 40–50 боевых кораблей класса фрегат/корвет. Это позволит обеспечить минимальные потребности ВМФ и создать основу для дальнейшего развития с учетом длительного срока службы современных кораблей, который может достигать 40 лет и более.

В этой связи можно признать весьма разумным решение руководства ВМФ начать пополнение корабельного состава путем строительства уже отработанных промышленностью фрегатов проекта 11356 и подлодок проекта 636. Оснащенные современным вооружением и радиоэлектронным оборудованием, эти боевые единицы являются весьма эффективными, а время их строительства значительно ниже, чем у новейших фрегатов проекта 22350 и подлодок проекта 677.

Серийное строительство кораблей освоенных типов среди прочего даст России время на доводку новых проектов, которую можно будет осуществлять без излишней спешки, с тем чтобы развернуть серийную постройку фрегатов и подлодок нового поколения во второй половине 2010-х годов. Уже в первой половине 2010-х годов скорее всего начнется серийное строительство корветов, созданных на основе строящегося сейчас проекта 20380 с учетом результатов эксплуатации первых кораблей этого типа («Стерегущий» и «Сообразительный»).

При этом следует отметить, что все необходимые элементы оборудования для оснащения новых кораблей у России уже есть. Это БИУС «Сигма», универсальные корабельные стрельбовые комплексы (УКСК), противокорабельные ракеты «Оникс», универсальные «Калибр» (более известные под экспортным наименованием «Клаб») и другие системы вооружения, обеспечивающие новым российским кораблям боевые возможности на уровне лучших мировых аналогов.

Таким образом, вопрос создания ВМФ России «нового облика» сводится исключительно к наличию политической воли и пониманию задач флота у руководителей страны и военного ведомства. При наличии этих факторов все прочие проблемы могут быть решены достаточно быстро.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer