Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Топливные баки с двойным дном


22 декабря 2010 года Елена Черненко, Кирилл Мельников, КоммерсантЪ


Подрядчики Пентагона, приобретавшие российское авиатопливо для американского транзитного центра "Манас" в Киргизии и военных баз в Афганистане, на протяжении нескольких лет вводили российские власти в заблуждение. Они утверждали, что топливо приобретается для гражданских, а не военных целей, что позволяло им экономить на экспортных пошлинах. Эти данные содержатся в докладе подкомитета по национальной безопасности и международным делам, представленном вчера конгрессу США. Однако представители фирм-посредников утверждают: в Москве знали о том, что авиатопливо переправлялось в Афганистан, но закрывали на это глаза, поскольку такая схема приносила хорошие прибыли поставщикам, пусть и в ущерб российскому бюджету.

Доклад с интригующим названием "Тайна "Манаса". Стратегические белые пятна топливных контрактов министерства обороны США в Киргизии" передан конгрессу главой подкомитета по национальной безопасности и международным делам Джоном Тирни. В документе представлены результаты восьмимесячного расследования схем поставок топлива для американского центра транзитных перевозок "Манас". Господин Тирни инициировал его после того, как в мае в Киргизии возбудили уголовное дело по факту незаконного ввоза топлива для авиабазы. По версии киргизских правоохранительных органов, подконтрольные сыну экс-президента страны Максиму Бакиеву фирмы получали заказы Пентагона на снабжение базы топливом, которое поставлялось без уплаты пошлин в киргизский бюджет. По мнению следствия, речь шла о "непрямой форме взятки, которую Пентагон давал правящей семье в Киргизии", стремясь сохранить базу (см. "Ъ" от 4 мая). 
 
Экспертная группа под руководством Джона Тирни пришла к выводу, что в отношениях между подрядчиками Пентагона и властями Киргизии действительно присутствовали элементы коррупции: в 2003-2005 годах работающие на Пентагон компании Red Star Enterprises Limited и Mina Corp. Limited в качестве субподрядчиков нанимали исключительно фирмы, принадлежавшие родственникам экс-президента Аскара Акаева. Однако обнаружить наличие коррупционной связи между этими двумя фирмами и семьей Курманбека Бакиева, пришедшего к власти в 2005 году, конгрессменам не удалось. 
 
Между тем группе конгрессмена Тирни удалось выявить ряд существенных нарушений в работе Red Star Enterprises Limited и Mina Corp. Limited. Эти зарегистрированные в Лондоне и на Гибралтаре компании приобретали российское топливо для авиабазы "Манас" в Киргизии и военных баз в Афганистане на основании поддельных сертификатов, свидетельствующих о том, что оно приобретается для нужд гражданской авиации Киргизии. Соответствующие бумаги подрядчикам Пентагона предоставляли их киргизские партнеры. 
 
Согласно докладу, авиатопливо приобреталось компаниями Red Star Enterprises Limited и Mina Corp. Limited через киргизских субподрядчиков у российских НПЗ. Субподрядчики отправляли в киргизское управление гражданской авиации письмо, в котором говорилось, что импортируемое топливо "будет использоваться исключительно в заявленных мирных целях, не связанных с созданием ракетных средств доставки оружия массового поражения". Управление гражданской авиации Киргизии, а также российские компании-поставщики направляли такие же бумаги в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю РФ, которая должна была дать добро на сделку. 
 
Доклад свидетельствует о причастности к этой схеме ряда высокопоставленных киргизских чиновников — к нему, в частности, прилагается копия письма бывшего премьера Киргизии Игоря Чудинова на имя председателя правления ОАО "Газпром" Алексея Миллера, в котором он просит "оказать поддержку в продолжении поставок авиационного топлива в объеме около 40,000 тыс. тонн ежемесячно" одной из киргизских компаний, являющейся субподрядчиком Mina и Red Star. 
 
По данным комиссии господина Тирни, по такой схеме подрядчики Пентагона работали с 2003 по апрель 2010 года. В Пентагоне о ней, по мнению докладчиков, знали, но предпочитали закрывать глаза на элементы мошенничества, так как подрядчики справлялись с возложенными на них в рамках контракта задачами. Необходимость такой схемы подрядчики объясняли Вашингтону некими жесткими ограничениями с российской стороны на продажу горючего иностранным армиям. При этом они, по мнению конгрессмена Тирни, намеренно "раздували" суть этих ограничений. В реальности же схема позволяла им экономить на экспортных пошлинах, так как топливо для внутренних нужд Киргизии поставлялось на льготных условиях. 
 
По мнению составителей доклада, "небрежная" и "непрозрачная" политика Пентагона по выделению миллиардных контрактов на поставки топлива привела к сбоям в системе снабжения коалиционных войск НАТО. В 2009 году поставками российского топлива в Киргизию заинтересовались ФСБ и Госдума. Проведя собственное расследование и узнав, кто на самом деле является конечным потребителем экспортируемого горючего, российские власти с 1 апреля 2010 года разорвали контракты с фирмами, которые перепродавали топливо американцам, и подняли пошлины на экспорт нефтепродуктов в Киргизию на 30%. "Вся система рухнула. Нарушение снабжения привело к возникновению больших проблем. Подрядчикам пришлось закупать гораздо более дорогостоящее топливо, которое затем приходилось доставлять через Черное море, а потом наземным путем в Киргизию и Афганистан. Кроме того, военным пришлось активнее пользоваться каналами снабжения, проходящими по горным дорогам с пакистанской территории, где грузовики этим летом часто подвергались атакам",— говорится в посвященной докладу Джона Тирни заметке The New York Times. 
 
Впрочем, в самих компаниях Mina и Red Star говорят, что российские власти наверняка обо всем знали. Бывший военный атташе посольства США в Киргизии Чарльз Скуайерс, с 2003 года отвечающий за логистику в Mina и Red Star, прямо заявил конгрессмену Тирни: "Учитывая объемы поставок — а ежемесячный экспорт российского топлива в несколько раз превышал годовые потребности киргизской гражданской авиации, русские не могли не понимать, куда все это идет. Но они зарабатывали деньги, и все были довольны". 
 
В качестве одной из таких компаний Чарльз Скуайерс упомянул "Газпром нефть". В ее пресс-службе эти обвинения "Ъ" прокомментировали так: "В настоящее время "Газпром нефть" осуществляет оптовые поставки авиатоплива для нужд гражданской авиации Киргизии. Какие-либо договоренности в отношении поставок топлива центру транзитных перевозок "Манас" отсутствуют. Поставки авиакеросина в Киргизию осуществляет ЗАО "Газпромнефть-Аэро", являющееся дочерним обществом ОАО "Газпром нефть"". Неофициально источники "Ъ" в компании поясняют, что поставляют керосин для топливозаправочного комплекса аэропорта "Манас", где обслуживаются и гражданские самолеты, а куда оно оттуда девается, их не касается.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию



Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer