← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

ГЛОНАСС сбился с пути


7 декабря 2010 года Дмитрий Литовкин, Сергей Лесков, Известия


Неудача с выводом на орбиту трех спутников системы ГЛОНАСС, запущенных 5 декабря с космодрома Байконур ракетой-носителем "Протон", была вызвана программной ошибкой. К такому мнению пришли специалисты ракетно-космической отрасли. По их мнению, в бортовой компьютер ракеты были загружены неверные расчеты.

Президент Дмитрий Медведев поручил генеральному прокурору Юрию Чайке и руководителю Контрольного управления Константину Чуйченко проверить расходование средств на реализацию программы создания российской навигационной группировки ГЛОНАСС.
 
По словам специалистов, старт ракеты-носителя "Протон-М" прошел в штатном режиме. Однако по невыясненной причине ракета-носитель отклонилась от курса на восемь градусов. Изначально предполагалось, что разгонный блок ДМ-3 после отделения от "Протон-М" "выработал импульс больше расчетного", из-за чего спутники вышли на более высокую, чем необходимо, орбиту. Позже от этой версии случившегося пришлось отказаться - аппараты упали в океан в районе Гавайских островов.
 
Сейчас основная версия случившегося - "программный" сбой. Именно этим объясняется неправильная работа одной из ступеней ракеты, которая "выработала импульс больше расчетного", в результате чего спутники "промахнулись" мимо своей орбиты и упали в океан.
 
Неудачный пуск - дело для космической отрасли достаточно обычное. Слишком сложная техника, слишком много нюансов, от которых зависит успех предприятия.
 
Кроме финансовых потерь, которые могут составлять около $190 млн, Россия не потеряла ничего. Аппараты, ракетоноситель были застрахованы, и страховщики конечно же покроют ущерб. Сама группировка спутников ГЛОНАСС хоть и недополучила спутники, но от этого не прекратила работать.
 
В настоящее время в состав системы ГЛОНАСС, принятой в эксплуатацию в 1993 году, входит 26 спутников. Из низ 20 используются по целевому назначению, два находятся в орбитальном резерве, а оставшиеся четыре временно выведены на техобслуживание. Для непрерывного приема сигнала на всей территории России необходимо не менее 18 исправных спутников, а для всего мира - 24 работающих аппарата. По оценке Роскосмоса, для надежной и точной работы всей системы необходимо, чтобы в состав группировки входили 30 спутников. Собственно, больше проблем у ГЛОНАСС на земле. По словам замглавы Роскосмоса Анатолия Шилова, сейчас готовится новая федеральная целевая программа развития системы ГЛОНАСС. Большая часть выделяемых по этой программе государственных средств пойдет не на космические аппараты, а на создание наземной инфраструктуры, электронное картографирование и в том числе на коммерциализацию проекта. То есть массовое создание бытовых приемников, без которых существование ГЛОНАСС в широком понимании этого слова бессмысленно.
 
Тем временем глава государства дал поручение провести проверку утраты трех спутников и представить ему предложения об ответственности лиц, причастных к происходящему.
 
* * *
 
Навигация откладывается
 
Обозреватель "Известий" Сергей Лесков обратился за комментариями о ситуации с российской спутниковой группировкой к главе Федерального космического агентства Роскосмос Анатолию Перминову.
 
известия: Анатолий Николаевич, президент в недавнем послании Федеральному собранию сказал, что формирование орбитальной группировки навигационной системы ГЛОНАСС должно быть закончено в 2010 году. После того как не удалось вывести на орбиту сразу три спутника ГЛОНАСС, упавших в Тихий океан, стало ясно, что эта задача не будет выполнена в указанный срок. Создание системы ГЛОНАСС, альтернативы американской GPS, во многих правительственных документах указывалось в качестве важнейшей государственной задачи. Как вы оцениваете аварию "Протона"?
 
анатолий перминов: Ситуация неприятная, но это никак не катастрофа. Стартовая позиция не разрушена, и люди не погибли. Возникла техническая неисправность. Ее причины будут установлены межведомственной комиссией с участием Министерства обороны, поскольку спутники ГЛОНАСС имеют двойное, военное и гражданское, применение. Во главе комиссии поставлен директор головного в отрасли ЦНИИМАШ профессор Геннадий Райкунов. В комиссии работают представители всех служб - стартовой позиции, конструкторы и изготовители ракеты и разгонного блока ДМ, космических аппаратов, математики и баллистики.
 
и: Когда комиссия вынесет вердикт?
 
перминов: Поставлена задача в декабре найти причины аварии. Не исключаю, что решение будет вынесено быстрее - за две недели. До выяснения причин старты ракеты "Протон" приостановлены. До конца 2010 года намечался еще один старт с Байконура с иностранной коммерческой нагрузкой.
 
и: Как вы оцениваете надежность ракеты "Протон"? Хотя причины аварии не установлены, некоторые специалисты грешат на разгонный блок новой модификации ДМ, разработанный в РКК "Энергия". Помнится, по вине этого разгонного блока погибла последняя в нашей стране межпланетная экспедиция к Марсу в 1996 году.
 
перминов: Надежность ракеты "Протон" - 96%. То есть аварией оборачивается лишь один старт из 25. Это один из самых высоких показателей в мире. У всех наших конкурентов надежность этого класса тяжелых ракет ниже, чем у "Протона", созданного в Центре имени Хруничева. Последняя авария "Протона" случилась в 2008 году по вине другого разгонного блока - "Бриз". К разгонному блоку ДМ у нас не было серьезных претензий уже почти 15 лет. В 2010 году "Протон" с разгонным блоком ДМ за два старта вывел на орбиту уже 6 спутников системы ГЛОНАСС. Точность выведения очень высокая, позиция спутника на орбите соответствует расчетной. Много раз стартовал "Протон" и с другими нагрузками, в том числе обеспечивая снабжение Международной космической станции. Но на последнем аварийном запуске была впервые использована новая модификация разгонного блока с цифровым управлением. Естественно, комментарии пока преждевременны.
 
и: Но что же будет с орбитальной группировкой ГЛОНАСС. Территорию России она уже охватывает, но до глобального охвата всей планеты ей не хватило последнего шага. Может быть, это проблема последней мили или последнего дюйма, знакомая по другим областям?
 
перминов: Никакой мистики я не признаю. Произошел технический сбой, и мы установим его причину, с тем чтобы не допустить его повторения в будущем. Группировка ГЛОНАСС будет сформирована в кратчайшие сроки, хотя и с вынужденным отставанием. Я уже доложил премьер-министру свои предложения и получил предварительное одобрение нашего плана.
 
и: Не могли вы рассказать о том, как Роскосмос намерен выпутываться из неприятной ситуации?
 
перминов: Сейчас в орбитальной группировке ГЛОНАСС - 20 работающих спутников и еще 2 находятся в резерве. Для охвата территории России достаточно 18 спутников, для всего мира требуется 24. В декабре 2010 года с другого космодрома в Плесецке состоится старт ракеты "Союз" с разгонным блоком "Фрегат", который разработан НПО имени Лавочкина в Химках. Ракета выведет на орбиту спутник нового поколения ГЛОНАСС-К, который мы хотели испытать, но теперь подключим к орбитальной группировке. 2 спутника выведем из резерва и тоже включим в действующую орбитальную группировку. Итого - 23 спутника. Под Красноярском в центре "Информационные спутниковые системы имени академика Решетнева" уже ведутся работы по созданию еще одного спутника системы ГЛОНАСС. Через 3-4 месяца этот аппарат будет готов. Не исключено, удастся мобилизовать ресурсы и сделать дополнительные аппараты, этот вопрос сейчас изучается. Подчеркну, что у американцев формирование спутниковой группировки GPS тоже не обходилось без аварий. В сложных технических системах полностью избежать их невозможно. Задача инженеров - свести аварии до минимума.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2010/12/7/18664/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.