Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Байконур раздора


24 марта 2010 года Алексей Матвеев, НВО


В переводе с казахского Байконур означает богатая земля. Однако эта богатая в прямом смысле слова земля сегодня постепенно становится яблоком раздора для России и Казахстана. Казалось бы, эти страны считают себя союзниками и их отношения самые дружелюбные и братские на всем постсоветском пространстве. Ан нет.

Недавно на заседании коллегии Федерального космического агентства (Роскосмос) глава ведомства Анатолий Перминов заявил: «В Респуб-
лике Казахстан продекларирован ряд подходов к организации международного сотрудничества в сфере космической деятельности, ограничивающих роль и степень участия Российской Федерации. Кроме того, позиция Республики Казахстан по отдельным вопросам использования космодрома Байконур усложняет выполнение задач российской космической деятельности».

До этого в феврале 2010 года подобную озабоченность высказал депутат Госдумы Михаил Ненашев, который отметил, что сотрудничать в космической отрасли с Астаной с каждым годом становится все труднее и труднее из-за казахстанской позиции. В частности, по словам депутата, продолжаются настойчивые попытки Казкосмоса вытеснить Россию с арендованного страной до 2050 года космодрома Байконур.

Заметим, что заявления депутата и главы Роскосмоса РФ прозвучали после того, как казахстанский коллега Перминова Талгат Мусабаев на заседании комитета мажилиса (нижней палаты парламента Казахстана) по международным делам, обороне и безопасности в Астане предложил парламентариям увеличить арендную плату РФ за Байконур. «Казахстан со дня подписания договора аренды получает 115 миллионов долларов арендной платы. Конечно, по современным меркам это, в общем-то, ерунда», - сказал глава Казкосмоса и предложил в качестве законодательной инициативы вынести эту проблему на обсуждение в парламент страны при рассмотрении вопроса о ратификации Российско-казахстанского соглашения об использовании космодрома Байконур. Как известно, президенты России и Казахстана подписали этот документ еще в 2004 году. Но казахстанские парламентарии после бурных дискуссий ратифицировали его лишь 3 марта 2010-го. Правда, среди них нашлись здравые головы, которые не повелись на предложения Мусабаева увеличить арендную плату для РФ за пользование Байконуром.

Между тем проблем от этого меньше не стало. Периодически многие политики РК и руководители Казкосмоса заявляют, что запуски ракеты-носителя «Протон» (одной из самых мощных ракет на сегодня) опасны для экологии, и предлагают их запретить. И даже периодически запрещают. Это, конечно, российское руководство не радует. Тем более Казахстан как-то отходит от участия в российских проектах, предпочитая другие международные космические программы. Так, будучи недавно во Франции, Талгат Мусабаев и президент французского Национального центра космических исследований (CNES) Янек Дэскат подготовили проект соглашения по совместному освоению космоса. Теперь документ должны подписать президент Франции Николя Саркози и лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев. Астана уже реализует вместе с европейской компанией EADS Astrium два проекта: создание космической системы дистанционного зондирования Земли и строительство сборочно-испытательного комплекса по производству космических аппаратов.

На фоне этого российские программы здесь тормозятся и не развиваются должным образом. В минувшем году на ежегодном заседании российско-казахстанской подкомиссии по комплексу «Байконур» вновь не был решен вопрос о предоставлении земельных участков в качестве новых районов падения отделяющихся частей РН «Протон-М». По словам Мусабаева, решение не было принято в связи со вновь возникшими требованиями уполномоченных органов. Требования этих органов понятны - они боятся экологического загрязнения окружающей среды. Но заметим, что в Казахстане плотность населения одна из самых низких в мире. И ракеты летят по траекториям над пустынной малозаселенной местностью. Именно поэтому в СССР 55 лет назад Байконур был выбран для этих целей.

Стремясь повысить экологическую безопасность, РФ предложила Казахстану совместно разработать и создать на космодроме ракетно-космический комплекс «Байтерек» с высоким уровнем экологической безопасности на базе российского ракетно-космического комплекса «Ангара». Другим проектом, к которому намеревается подключиться Казахстан, является «Наземный старт» на базе ракеты-носителя среднего класса «Зенит», работающей на экологически безопасных компонентах топлива. Но для этого нужны не только российские деньги, но и казахстанские, а их выделяется, мягко говоря, недостаточно. Байконур функционирует в основном на российские средства. Как известно, космодром Россия арендует у Казахстана с 1994 года с ежегодной платой в размере 115 миллионов долларов. Срок аренды согласно последним договоренностям сторон рассчитан до 2050 года. Но уже сейчас для многих в России ясно, что на своей национальной территории надо создавать альтернативный Байконуру космодром.

Полностью отказаться от использования Байконура Россия пока не может. Наша страна связана международными обязательствами по реализации различных задач в космосе, а экспедиции на Международную космическую станцию отправляются исключительно с Байконура. У России есть и другие космические площадки, однако на сегодня в полной мере заменить Байконур они не в состоянии.

Но уже сейчас в России активно обсуждается проект строительства космодрома Восточный в Амурской области. Вице-премьер РФ Сергей Иванов считает, что в 2011 году он будет включен в Федеральную космическую программу (ФКП). «Это подпрограмма строительства с нуля, она должна быть в Федеральной космической программе. Космодром гражданский, но предназначен в том числе для пилотируемой космонавтики», - сказал Иванов недавно, будучи в ГД на Правительственном часе. Проект создания космодрома Восточный в Амурской области планируется реализовать в несколько этапов: до 2011 года должны быть завершены проектно-изыскательские работы и начато создание стартовых комплексов, первый автоматический беспилотный пуск намечен на 2015 год, а запуск пилотируемого корабля - на 2018-й. Постоянные запуски с Восточного предполагается начать в 2020 году.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer