Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Байконур раздора


24 марта 2010 года Алексей Матвеев, НВО


В переводе с казахского Байконур означает богатая земля. Однако эта богатая в прямом смысле слова земля сегодня постепенно становится яблоком раздора для России и Казахстана. Казалось бы, эти страны считают себя союзниками и их отношения самые дружелюбные и братские на всем постсоветском пространстве. Ан нет.

Недавно на заседании коллегии Федерального космического агентства (Роскосмос) глава ведомства Анатолий Перминов заявил: «В Респуб-
лике Казахстан продекларирован ряд подходов к организации международного сотрудничества в сфере космической деятельности, ограничивающих роль и степень участия Российской Федерации. Кроме того, позиция Республики Казахстан по отдельным вопросам использования космодрома Байконур усложняет выполнение задач российской космической деятельности».

До этого в феврале 2010 года подобную озабоченность высказал депутат Госдумы Михаил Ненашев, который отметил, что сотрудничать в космической отрасли с Астаной с каждым годом становится все труднее и труднее из-за казахстанской позиции. В частности, по словам депутата, продолжаются настойчивые попытки Казкосмоса вытеснить Россию с арендованного страной до 2050 года космодрома Байконур.

Заметим, что заявления депутата и главы Роскосмоса РФ прозвучали после того, как казахстанский коллега Перминова Талгат Мусабаев на заседании комитета мажилиса (нижней палаты парламента Казахстана) по международным делам, обороне и безопасности в Астане предложил парламентариям увеличить арендную плату РФ за Байконур. «Казахстан со дня подписания договора аренды получает 115 миллионов долларов арендной платы. Конечно, по современным меркам это, в общем-то, ерунда», - сказал глава Казкосмоса и предложил в качестве законодательной инициативы вынести эту проблему на обсуждение в парламент страны при рассмотрении вопроса о ратификации Российско-казахстанского соглашения об использовании космодрома Байконур. Как известно, президенты России и Казахстана подписали этот документ еще в 2004 году. Но казахстанские парламентарии после бурных дискуссий ратифицировали его лишь 3 марта 2010-го. Правда, среди них нашлись здравые головы, которые не повелись на предложения Мусабаева увеличить арендную плату для РФ за пользование Байконуром.

Между тем проблем от этого меньше не стало. Периодически многие политики РК и руководители Казкосмоса заявляют, что запуски ракеты-носителя «Протон» (одной из самых мощных ракет на сегодня) опасны для экологии, и предлагают их запретить. И даже периодически запрещают. Это, конечно, российское руководство не радует. Тем более Казахстан как-то отходит от участия в российских проектах, предпочитая другие международные космические программы. Так, будучи недавно во Франции, Талгат Мусабаев и президент французского Национального центра космических исследований (CNES) Янек Дэскат подготовили проект соглашения по совместному освоению космоса. Теперь документ должны подписать президент Франции Николя Саркози и лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев. Астана уже реализует вместе с европейской компанией EADS Astrium два проекта: создание космической системы дистанционного зондирования Земли и строительство сборочно-испытательного комплекса по производству космических аппаратов.

На фоне этого российские программы здесь тормозятся и не развиваются должным образом. В минувшем году на ежегодном заседании российско-казахстанской подкомиссии по комплексу «Байконур» вновь не был решен вопрос о предоставлении земельных участков в качестве новых районов падения отделяющихся частей РН «Протон-М». По словам Мусабаева, решение не было принято в связи со вновь возникшими требованиями уполномоченных органов. Требования этих органов понятны - они боятся экологического загрязнения окружающей среды. Но заметим, что в Казахстане плотность населения одна из самых низких в мире. И ракеты летят по траекториям над пустынной малозаселенной местностью. Именно поэтому в СССР 55 лет назад Байконур был выбран для этих целей.

Стремясь повысить экологическую безопасность, РФ предложила Казахстану совместно разработать и создать на космодроме ракетно-космический комплекс «Байтерек» с высоким уровнем экологической безопасности на базе российского ракетно-космического комплекса «Ангара». Другим проектом, к которому намеревается подключиться Казахстан, является «Наземный старт» на базе ракеты-носителя среднего класса «Зенит», работающей на экологически безопасных компонентах топлива. Но для этого нужны не только российские деньги, но и казахстанские, а их выделяется, мягко говоря, недостаточно. Байконур функционирует в основном на российские средства. Как известно, космодром Россия арендует у Казахстана с 1994 года с ежегодной платой в размере 115 миллионов долларов. Срок аренды согласно последним договоренностям сторон рассчитан до 2050 года. Но уже сейчас для многих в России ясно, что на своей национальной территории надо создавать альтернативный Байконуру космодром.

Полностью отказаться от использования Байконура Россия пока не может. Наша страна связана международными обязательствами по реализации различных задач в космосе, а экспедиции на Международную космическую станцию отправляются исключительно с Байконура. У России есть и другие космические площадки, однако на сегодня в полной мере заменить Байконур они не в состоянии.

Но уже сейчас в России активно обсуждается проект строительства космодрома Восточный в Амурской области. Вице-премьер РФ Сергей Иванов считает, что в 2011 году он будет включен в Федеральную космическую программу (ФКП). «Это подпрограмма строительства с нуля, она должна быть в Федеральной космической программе. Космодром гражданский, но предназначен в том числе для пилотируемой космонавтики», - сказал Иванов недавно, будучи в ГД на Правительственном часе. Проект создания космодрома Восточный в Амурской области планируется реализовать в несколько этапов: до 2011 года должны быть завершены проектно-изыскательские работы и начато создание стартовых комплексов, первый автоматический беспилотный пуск намечен на 2015 год, а запуск пилотируемого корабля - на 2018-й. Постоянные запуски с Восточного предполагается начать в 2020 году.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Паралётные птицы: испытано крыло, на котором Конюхов отправится к Северному полюсу
Денис Давыдов
MASHNEWS
К 2030 году 50% самолетов в парках авиакомпаний должны быть российскими
Андрей Коршунов
Известия
С неба на воду: успешная посадка Starship приблизит полеты на Луну
Анна Захарова, Анастасия Львова, Виктория Елетина
РБК
Доходы duty free в аэропорту Владивостока выросли втрое благодаря Китаю
Евгения Перцева
Известия
Питьевой режим: продажи алкоголя в duty free на внутренних рейсах могут ограничить
Инесса Фотева
Парламентская газета
Спасать космонавтов будут с помощью беспилотников
Наталья Башлыкова
Известия
Красота в салоне: допустимую температуру в самолетах закрепят законодательно
Роман Гусаров
NEWS.ru
Почему хотят переименовать самолет Superjet: как он будет называться?



Анастасия Львова
РБК
Власти решили расширить функционал ЭРА-ГЛОНАСС на беспилотники и самокаты
Алексей Иванов
Эксперт
Взлет с господдержкой
Анастасия Львова
РБК
МАК назвал причины катастрофы с вертолетом Ми-8 «АлтайАвиа»
Валерия Лобко
Российская газета
Лидеры отрасли беспилотной авиации: тяжелые дроны - будущее аэрологистики ритейла
Андрей Коршунов
Известия
Ледные условия: микрорельеф защитит самолеты от атмосферных осадков

Интерфакс
Власти РФ ухудшили прогноз авиаперевозок в 2024-28 гг. на фоне сдвига поставок самолетов
Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer