← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Душанбе не принимает


29 марта 2010 года Алексей Екимовский, КоммерсантЪ


В результате конфликта между авиационными властями России и Таджикистана авиасообщение между двумя странами в ночь на воскресенье было прервано. Только вчера из Москвы не вылетело три рейса в Таджикистан. Российские авиакомпании опасаются, что конфликт может затянуться, в результате чего они лишатся части прибыли и понесут затраты на размещение пассажиров. В российском Минтрансе возлагают всю вину на авиавласти Таджикистана, которые настаивали на изменении соглашения о воздушном сообщении с Россией и поэтому не согласовали российским авиаперевозчикам летнее расписание. Правда, вчера поздно вечером таджикские авиавласти все же пообещали согласовать расписание к 12.00 понедельника.

В ночь на воскресенье между Россией и Таджикистаном было прервано воздушное сообщение: начиная с 0.00 28 марта и до момента подписания номера ни один рейс между странами не был выполнен. По данным онлайн-табло московских аэропортов, 28 марта из Москвы не вылетело три рейса — в Куляб "Уральских авиалиний", в Душанбе "Атлант-Союза" и в Худжанд таджикской "Таджик Эйр".
 
 
Также "по техническим причинам" были задержаны два рейса "Уральских авиалиний" из Екатеринбурга в Худжанд и Душанбе. Авиакомпания "ЮТэйр", выполняющая рейсы в Худжанд из Сургута, Тюмени и Нижневартовска, разместила на своем сайте объявление о том, что "по неизвестным причинам графики выполнения полетов всех российских авиакомпаний, в том числе "ЮТэйр", не были утверждены и в связи с этим на данный момент невозможно выполнение рейсов по направлению Россия—Таджикистан, запланированных на весенне-летний период навигации". Отменены рейсы и таджикских авиакомпаний в Россию. По данным официального сайта "Таджик Эйр", авиакомпания еженедельно выполняет 40 рейсов в обе стороны между Россией и Таджикистаном. В число направлений помимо Москвы входят Екатеринбург, Новосибирск, Самара и другие российские города.

В российском Минтрансе "Ъ" вчера официально сообщили, что воздушное сообщение между Россией и Таджикистаном было прервано в ночь на воскресенье из-за того, что таджикские авиавласти не согласовали российским перевозчикам полеты в рамках летнего расписания, вступающего в силу с 28 марта. "Россия в ответ отказала в согласовании полетов таджикским авиакомпаниям",— добавил "Ъ" официальный представитель Минтранса. Он пояснил, что незадолго до введения в действие летнего расписания Таджикистан обратился к российским авиавластям с предложением отказаться от полетов по так называемым треугольным маршрутам. В соответствии с этой схемой, закрепленной в межправительственном соглашении о воздушном сообщении (СВС), перевозчикам двух стран позволялось совершать рейс из одного российского города в Таджикистан, а возвращаться в другой российский город. Аналогичное право имели и таджикские перевозчики. "Согласно принятой международной практике, решать все имеющиеся вопросы по СВС необходимо путем переговоров, мы предложили провести встречу в Москве или Душанбе, но не получили ответа",— отметил представитель Минтранса.

Поздно вечером представитель Минтранса сообщил, что таджикские авиавласти в ходе переговоров пообещали к 12 часам дня в понедельник согласовать расписание российским авиакомпаниям, после чего Минтранс одобрит расписание таджикским перевозчикам. Далее стороны проведут переговоры, в ходе которых ситуация должна быть урегулирована до 10 апреля.

Гендиректор "ЮТэйр" Андрей Мартиросов рассказал "Ъ", что проблема стала для авиакомпаний неожиданностью. Он объясняет ее отсутствием согласования между чиновниками обеих стран. "Мы летали по треугольным рейсам долгие годы, и таджикские авиакомпании имели аналогичное право",— говорит он. "Такая схема позволяет при относительно низком пассажиропотоке эффективно зарабатывать, используя пункт в Таджикистане, по сути, в качестве базового аэропорта, и обслуживать пассажиропоток на двух маршрутах одним самолетом",— поясняет главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий. Судя по всему, пассажиропоток в таджикские города еще меньше, что не позволяет местным авиакомпаниям успешно применять эту схему, добавляет он. "Очевидно, в Таджикистане увеличилось количество самолетов, и теперь местные авиакомпании намерены выдавить российских с этого рынка",— соглашается Андрей Мартиросов.

По словам Андрея Мартиросова, если рейсы на Таджикистан будут отменены, авиакомпании грозят существенные убытки. Гендиректор "Атлант-Союза" (выполняет два ежедневных рейса в Душанбе и Худжанд) Евгений Бачурин рассказал "Ъ", что на его рейсах загрузка сейчас составляет почти 100%. По его словам, пассажиры задержанного в воскресенье в Москве самолета размещены в гостинице за счет авиакомпании, как того требуют федеральные авиационные правила. "Но ситуация будет с каждым днем ухудшаться, если сообщение не будет восстановлено, каждый день мы будем вынуждены размещать по 380 пассажиров",— сказал господин Бачурин, добавив, что поручил сотрудникам вести отдельный учет расходов, связанных с таджикскими рейсами.

В министерстве транспорта и связи Таджикистана вчера комментариев получить не удалось. Телефоны московского представительства "Таджик Эйр" также вчера не отвечали.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2010/3/29/17132/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.