Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Кто владеет космосом, тот владеет миром"


14 июля 2010 года Юрий Кнутов, Военно-промышленный курьер


8 апреля 2010 года в Праге президенты России и США подписали Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Ставя под контроль средства доставки ядерного оружия, он, однако, не затрагивает стратегическую ПРО и космические вооружения.

Между тем угрозы, исходящие из околоземного пространства, представляют для нашей страны неменьшую опасность, чем американская ядерная триада. Об этом красноречиво говорит почти полувековая история развития отечественных систем противокосмической обороны.

 ИСТРЕБИТЕЛИ СПУТНИКОВ

В начале 60-х годов США совершили мощный рывок в космос. Именно тогда были разработаны спутники военного назначения. Не зря президент Л. Джонсон заявил: «Кто владеет космосом, тот владеет миром».

В качестве ответной меры советское руководство приняло решение о создании системы под названием «Истребитель спутников» (ИС). Ее заказчиком в 1961 году выступили Войска ПВО страны.

Первый в мире маневрирующий космический аппарат (КА) «Полет-1» был выведен на орбиту 1 ноября 1963 года, а 12 апреля 1964-го отправился в околоземное пространство еще один КА - «Полет-2». Он имел такой запас топлива, который позволял ему долететь до Луны. Благодаря этому аппарат мог изменять плоскость орбиты и высоту, совершая широкие маневры в космосе. Это были первые советские противоспутники, разработанные в КБ В. Н. Челомея.

Наводил КА-перехватчик на искусственный спутник Земли, являвшийся целью (ИСЗ-цель), командно-измерительный пункт (КИП). Он включал радиотехнический комплекс и главный командно-вычислительный центр. Необходимая для работы КИПа информация поступала от двух узлов, названных обнаружителями спутников (ОС). Они имели в своем составе радары дальнего обнаружения «Днестр», а затем - «Днепр», которые образовали в космическом пространстве радиолокационный барьер протяженностью 5000 км и высотой вначале 1500, а позднее 3000 км.

Успешные испытания КА-перехватчиков, разработка КИПа и РЛС дальнего обнаружения позволили приступить к созданию специальных частей для борьбы с ракетно-космическим противником.

30 марта 1967 года Генеральный штаб ВС СССР издает директиву, которая определила порядок формирования войск противоракетной и противокосмической обороны (ПРО и ПКО) в составе Войск ПВО страны. На них возлагалась задача уничтожения одиночных баллистических ракет стратегического назначения и космических аппаратов в полете.

В 1969 году вводятся в строй первая очередь центра контроля космического пространства (ККП) и несколько пунктов оптического наблюдения. В августе 
1970-го система ИС по целеуказанию центра ККП впервые в мире успешно выполнила перехват КА-мишени двухвитковым методом. Высокая точность в определении координат позволила использовать на противоспутнике осколочно-кумулятивную боевую часть, а не ядерную. Советский Союз продемонстрировал всему миру способность не только инспектировать, но и перехватывать разведывательные и навигационные космические аппараты противника на высотах от 250 до 1000 км.

В феврале 1973 года система ИС и вспомогательный комплекс по запуску КА-мишеней «Лира» были приняты частями ПКО в опытную эксплуатацию. С 1973 по 1978 год на системе ИС был введен одновитковый способ перехвата и в два раза расширен диапазон высот, на которых поражались ИСЗ-цели. Противоспутник стал оснащаться не только радиолокационной, но и инфракрасной головкой самонаведения, что значительно усилило его защиту от радиоподавления. Для повышения живучести ракет-носителей «Циклон» на космодроме Байконур их поместили в шахтные пусковые установки.

После модернизации противоспутниковая система получила наименование ИС-М. Она была принята на вооружение в ноябре 1978 года, а с 1 июня 1979-го заступила на боевое дежурство. Всего с 1963 по 1982 год в интересах ПКО в околоземное пространство вывели 41 космический аппарат - 20 КА-перехватчиков и 21 КА-мишень (в том числе 18 КА-перехватчиков - с помощью ракет-носителей «Циклон»). Кроме того, были запущены 3 КА-мишени «Лира» (благодаря бронированию каждая из них могла обстреливаться до трех раз).

Надо сказать, что в США с 1963 года начала реализовываться аналогичная противоспутниковая «Программа 437». В качестве перехватчика в ней использовалась баллистическая ракета Thor с ядерной боевой частью. Однако в 1975-м из-за технического несовершенства программа была закрыта.

К началу 80-х годов главной задачей Войск противовоздушной обороны (переименованы в 1980 году) становится отражение и срыв воздушно-космической операции вероятного противника. В дополнение к истребительной авиации, зенитным ракетным и радиотехническим войскам, частям радиоэлектронной борьбы в Войска ПВО включаются (по мере формирования) соединения системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и системы контроля космического пространства, а также войска ПРО и ПКО. Благодаря проведенной реформе Войска ПВО фактически трансформируются в войска воздушно-космической обороны (ВКО) Советского Союза.

С 80-х годов XX века вооруженное противостояние двух сверхдержав распространяется на нижнюю границу космоса. В этой борьбе США сделали ставку на многоразовые транспортные космические корабли (МТКК). Американская программа Space Shuttle («Космический челнок») демонстративно стартовала в день 20-летнего юбилея полета в космос Юрия Гагарина. 12 апреля 1981 года с мыса Канаверал был запущен орбитальный корабль Columbia с астронавтами на борту. С тех пор полеты шаттлов продолжались регулярно за исключением двух перерывов, связанных с катастрофами Challenger STS-51L в 1986-м и Columbia STS-107 в 2003-м.

ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ «БУРАНА»

В Советском Союзе всегда рассматривали эти «челноки» как элемент американской системы ПКО. Шаттлы могли изменять плоскость и высоту орбиты. Американские астронавты при помощи руки-манипулятора, расположенной в грузовом отсеке, забирали в космосе свои спутники и, разместив их внутри корабля, транспортировали на Землю для последующего ремонта.

Кроме того, с «челноков» неоднократно запускались спутники военного и гражданского назначения. Все это подтверждало опасения советских специалистов о возможности применения шаттлов для сбрасывания с орбиты чужих космических аппаратов либо их захвата для последующей доставки на американский космодром.

Первоначально СССР ответил на программу Space Shuttle демонстрацией военной силы. 18 июня 1982 года Советская армия проводит крупнейшие стратегические учения, которые на Западе назвали семичасовой ядерной войной. В тот день кроме ракет различного класса и назначения был запущен и КА-перехватчик для поражения КА-мишени. Воспользовавшись советскими учениями как поводом, президент США Р. Рейган 22 марта 1983 года изложил в своем выступлении основные положения Стратегической оборонной инициативы (СОИ), или программы «звездных войн», как ее еще называли в СМИ.

Она предусматривала развертывание в космосе лазерного, пучкового, электромагнитного, сверхвысокочастотного оружия, а также нового поколения ракет «космос-космос». Сохранялась возможность применения и ядерного оружия.

Буквально восприняв американские планы, Политбюро ЦК КПСС во главе с Ю. Андроповым разработало комплекс ответных мер. Предпринимается попытка политическими средствами остановить реализацию СОИ. Для этого в августе 1983 года СССР в одностороннем порядке объявляет мораторий на испытания противоспутникового оружия.

Вашингтон отреагировал на позитивные действия Москвы новыми военными разработками. Одна из них - комплекс ASAT (Anti-Satellite - противоспутник). В его состав входили истребитель F-15 Eagle, а также двухступенчатая твердотопливная ракета SRAM-Altair, которая запускалась непосредственно с самолета на траекторию прямого выведения, и противоспутниковый перехватчик MHIV с инфракрасной головкой самонаведения (Miniature Homing Intercept Vehicle - малогабаритный самонаводящийся перехватчик).

ASAT мог поражать космические аппараты по их тепловому излучению на высотах до 800-1000 км. Испытания комплекса были завершены в 1986 году. Но конгресс не стал финансировать его развертывание, учитывая сохранявшийся в СССР мораторий на запуски противоспутников.

С целью сохранения паритета с США в Советском Союзе в 1982-1984 годах проводятся исследования по созданию доорбитального авиационно-ракетного комплекса. Он должен был поражать ИСЗ-цель путем прямого попадания малогабаритного перехватчика, запускаемого с высотного истребителя МиГ-31Д. Комплекс обладал высокой оперативностью подавления неприятельских космических аппаратов. Однако его испытания с реальным перехватом КА-мишени в космосе в целях сохранения моратория на применение системы ПКО в то время не проводились.

Параллельно с разработкой системы ASAT в США продолжались работы по расширению боевых возможностей шаттлов. С 12 по 18 января 1986 года состоялся полет орбитального корабля Columbia STS-61-C. Трасса «челнока» располагалась южнее Москвы почти на 2500 км. Во время полета изучалось поведение теплозащитного слоя орбитального корабля в плотных слоях атмосферы. Об этом свидетельствует и эмблема миссии STS-61-С, на которой шаттл изображен в момент вхождения в атмосферу Земли.

Орбитальный корабль Columbia был оснащен системой терморегулирования с капиллярной подачей теплоносителя. На его борту находилась лаборатория материаловедения. Особую конструкцию имело хвостовое оперение. В вертикальном стабилизаторе в специальной гондоле располагалась инфракрасная камера, которая предназначалась для съемки верхней части фюзеляжа и крыльев на атмосферном участке спуска, что обеспечивало более детальное изучение состояния корабля в условиях нагрева. Сделанные доработки позволили «челноку» Columbia STS-61-С провести одно экспериментальное снижение до мезосферы с последующим подъемом на орбиту.

ЦРУ организовало для советской разведки утечку информации о способности шаттлов совершать «нырки» в атмосферу Земли. На основе разведданных у ряда отечественных специалистов родилась версия: «челнок» может неожиданно снизиться до 80 км и подобно гиперзвуковому самолету совершить боковой маневр на 2500 км. Подлетев к Москве, он одним ударом с помощью ядерной бомбы уничтожит Кремль, решив исход войны. Причем шансов предотвратить подобное нападение у отечественных систем ПКО, ПРО или ЗРВ не будет никаких...

Увы, дезинформация ЦРУ нашла благодатную почву.

Почти за полгода до полета шаттла Columbia STS-61-C состоялся полет орбитального корабля Challenger STS-51-B, который 1 мая 1985 года проследовал над территорией СССР, но «нырков» в атмосферу Земли не совершал. Однако именно миссии Challenger STS-51-B в аппарате ЦК КПСС приписали имитацию сброса атомной бомбы на Москву да еще в День солидарности трудящихся и 25-летия уничтожения под Свердловском самолета-шпиона U-2.

Здравые доводы некоторых ученых об отсутствии у шаттлов технических и энергетических возможностей снизиться до 80 км, сбросить атомную бомбу, а затем вновь выйти в космос никто в советском руководстве слушать не пожелал. Не приняли тогда во внимание и информацию Войск ПВО (от систем СПРН, ККП и ПРО), которые не подтверждали факта «нырка» над Москвой.

Миф американской разведки о почти фантастических боевых возможностях шаттлов получил поддержку в Политбюро ЦК КПСС. Работы по созданию ракетно-космической системы «Энергия-Буран» значительно ускорились. Одновременно велось строительство сразу пяти многоразовых космических кораблей, способных решать в том числе и задачи ПКО. Каждый из них должен был уметь совершать «нырки» на высоту до 80 км и нести до 15 беспилотных орбитальных ракетопланов (БОР - беспилотные планирующие ядерные бомбы, предназначенные для поражения космических, наземных и морских целей).

Первый из «Буранов» был запущен 15 ноября 1988 года. Его полет прошел успешно, но... Вместо одного доллара, который реально тратил Вашингтон на программу СОИ, Москва стала расходовать два, что обескровливало экономику СССР. А когда на этом участке наметился прорыв, по просьбе президента США Р. Рейгана президент СССР М. Горбачев в 1990 году закрыл программу «Энергия-Буран».

 ЛАЗЕРНЫЙ ОТВЕТ

Чтобы догнать США в лазерной тематике, Советский Союз в 80-е годы активизировал исследования по созданию противоракетных и противокосмических оптических квантовых генераторов или лазеров. (Слово лазер - аббревиатура английского словосочетания Light Amplification by Stimulated Emission Radiation - усиление света в результате вынужденного излучения).

Первоначально предполагалось разместить наземные боевые лазеры близ крупных электростанций, в первую очередь атомных. Подобное соседство позволяло обеспечить оптические квантовые генераторы мощным источником энергии и одновременно защитить важные предприятия от ракетного удара.

Однако проведенные эксперименты показали, что лазерный луч сильно рассеивался атмосферой Земли. На расстоянии 100 км лазерное пятно имело диаметр не менее 20 м. Вместе с тем в ходе исследований советские ученые выявили одну интересную особенность лазерного излучения - способность подавлять оптико-электронные средства разведки на космических спутниках и орбитальных кораблях вероятного противника. Были подтверждены и хорошие перспективы применения боевых лазеров в космосе, но при условии наличия мощных и компактных источников энергии на борту КА.

Наибольшую известность получил советский научно-экспериментальный комплекс «Терра-3», расположенный на научно-исследовательском испытательном полигоне Сары-Шаган (Казахстан). Непосредственное руководство работами осуществлял академик Н. Устинов, руководивший созданием квантового локатора, способного определить дальность до цели, ее размеры, форму и траекторию движения.

В целях эксперимента было решено попытаться взять на сопровождение шаттл Challenger STS-41-G. Регулярные разведывательные полеты американских спутников-шпионов и «челноков» над Сары-Шаганом вынуждали советских «оборонщиков» прерывать работу. Это ломало установленный график испытаний и доставляло много других неудобств.

С точки зрения погодных условий благоприятная ситуация возникла 10 октября 1984 года. В тот день Challenger STS-41-G в очередной раз пролетал над полигоном. В режиме обнаружения было осуществлено его сопровождение (аналогичный эксперимент с разведывательным спутником США в сентябре 2006 года провел Китай).

Полученные наработки по проекту «Терра-3» помогли создать радиооптический комплекс распознавания космических объектов «Крона» с радио- и лазерно-оптическим локатором, способным формировать изображение сопровождаемой цели.

В 1985 году завершилась разработка первого советского химического лазера, который имел размеры, позволявшие установить его на борту самолета Ил-76. Советский авиационный комплекс получил обозначение А-60 (летающая лаборатория 1А1). По сути это был аналог космического лазера для боевой лазерной орбитальной платформы проекта «Скиф-ДМ». (При президенте Ельцине технологию производства химического лазера передали США. За океаном ее использовали при разработке лазера воздушного базирования ABL, предназначенного для поражения баллистических ракет с самолета Boeing 747-400F.)

Надо сказать, что самую мощную в мире ракету-носитель «Энергия» предполагалось использовать не только для запуска «Бурана», но и для вывода на орбиту боевых платформ с ракетами «космос-космос» (комплекс «Каскад»), а в перспективе и «космос-земля». Одна из подобных платформ - космический аппарат «Полюс» («Мир-2») - представляла собой 80-тонный макет боевой лазерной орбитальной станции «Скиф-ДМ». Ее запуск с помощью ракеты-носителя «Энергия» состоялся 15 мая 1987 года. Из-за сбоя в командах управления макет станции с исследовательским лазером на борту так и не вышел на орбиту, упав в Тихом океане (запуск ракеты-носителя «Энергия» был признан успешным).

Помимо разработки лазерных технологий, несмотря на односторонний мораторий на использование в космосе системы ИС, работы по наземной модернизации комплекса ПКО продолжались. Это позволило в апреле 1991 года принять в эксплуатацию усовершенствованный вариант системы ИС-МУ. К одновитковому и многовитковому способам перехвата добавился прямой довитковый.

В пределах энергетических возможностей, которыми располагал КА, был реализован перехват ИСЗ-цели на пересекающихся курсах, а также маневрирующей цели типа шаттл. При многовитковом перехвате появилась возможность для неоднократного захода на цель и поражения нескольких объектов одним перехватчиком, несущим четыре ракеты «космос-космос». Вскоре началась модернизация системы ПКО до уровня ИС-МД с возможностью перехвата ИСЗ-целей на геостационарной орбите (высота - 40 000 км).

События августа 1991 года негативно сказались на судьбе воздушно-космической обороны страны. Указом президента СССР 12 ноября 1991 года войска ПРО и ПКО, части систем ПРИ и ККП были переданы в состав Стратегических сил сдерживания (указ отменен в 1995 году).

После распада Советского Союза совершенствование системы воздушно-космической обороны еще некоторое время продолжается по инерции. Завершается сопряжение вычислительных систем, а также осуществляется программно-алгоритмическое сопряжение частей ПРО, ПКО, ПРН и ККП. Это позволило сформировать в октябре 1992 года в составе Войск ПВО единый род войск - Войска ракетно-космической обороны (РКО). В них вошли объединение ПРН, объединение ПРО и соединение ККП.

Однако значительная часть объектов Войск РКО, включая космодром Байконур со стартовыми подразделениями ПКО, оказалась вне территории России и стала собственностью других государств. Отошел к Казахстану и летавший в космос орбитальный корабль «Буран» (12 мая 2002 года он был раздавлен обломками обвалившейся кровли монтажно-испытательного корпуса). КБ «Южное», производитель ракеты-носителя «Циклон» и КА-мишени «Лира», оказалось на территории Украины.

Исходя из сложившейся ситуации, президент Ельцин в 1993 году своим указом прекращает несение боевого дежурства на системе ИС-МУ, а сам противоспутниковый комплекс снимается с вооружения. 14 января 1994-го выходит еще один указ. Он предусматривал создание системы разведки и контроля космического пространства, руководство которой возлагалось на главнокомандующего Войсками ПВО. Но уже 16 июля 1997 года подписывается документ, который до сих пор вызывает много вопросов.

Указом президента РФ Войска РКО передаются в состав РВСН, а Войска ПВО включаются в состав ВВС. Тем самым на планах восстановления ВКО ставится жирный крест. Можно с уверенностью сказать, что это судьбоносное для безопасности России решение было принято не без «дружеской» подсказки близких тогда к Вашингтону высокопоставленных чиновников в окружении Ельцина...



комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer