Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Армия без бомбы


4 августа 2010 года Сергей Птичкин, Российская Газета


В России есть боеприпасы и специальные технологии, способные остановить даже огненный шторм. Они давно испытаны и готовы к применению. Но их никто не заказывает.

Пять лет назад на оружейных выставках российские оборонщики начали показывать необычные бомбы. На старейшем предприятии ОПК, где разрабатывают боеприпасы, изобрели бомбу, способную погасить любое сильное пламя на площади в тысячу квадратных метров.

Идея такой бомбы родилась из желания ВВС создать специальные авиабомбы различного калибра, которые отличались бы полной безопасностью и могли использоваться в качестве учебных. Одновременно эта бомба должна была решить и народно-хозяйственную задачу, а именно - борьбу с пожарами.

Так впервые в мире была создана авиабомба для борьбы с пожарами - АСП-500. АСП - это авиационное средство пожаротушения, а 500 - масса изделия. Бомба, содержащая почти полтонны огнегасящей смеси, способна мгновенно задавить пламя даже в условиях самого сильного пожара.

Предполагалось, что эти бомбы в огромном количестве поступят в боевую авиацию в качестве учебных. И как только где-то нач нется серьезный пожар, в небо поднимутся фронтовые Су-24 или даже стратегические Ту-160, которые, отточив навыки бомбометания, погасят все, что горит. А если бы полыхал, предположим, цех какого-нибудь завода, то штурмовики Су-25 точечным бомбометанием с пикирования погасили бы и этот техногенный пожар. А чтобы попасть, образно говоря, в окно горящей высотки, рассматривался вариант создания управляемых планирующих бомб АСП, причем разных весовых категорий.

 

Отличительной стороной нового вида оружия была его полная безопасность для человека. Во-первых, применяться оно должно было там, где все живое давно сгорело, а, во-вторых, даже если бы кто-то оказался в зоне взрыва, то получил бы в худшем случае контузию.

Взрываются эти бомбы своеобразно: взрыва практически нет, в воздухе распыляется огнегасящая смесь.

В 2000 году по инициативе руководителя предприятия Владимира Коренькова противопожарная бомба стала доводиться до готового образца. Лет пять назад ее начали активно показывать на различных специализированных выставках. Этот проект поддержали в минэкономразвития, дав поручения профильным ведомствам обратить внимание на бомбу.

Новое поколение АСП-500 можно было сбрасывать не только с боевых самолетов, но и с гражданских Ил-76 или Ан-12. При этом один заход Ил-76 обеспечивал гарантированное подавление огня на площади 10 гектаров.

Специалистами-огнеборцами была разработана комбинированная технология пожаротушения с применением авиации. При возникновении значительных очагов возгорания, переходящих в огневой шторм, предполагалось использовать три ударных эшелона. Первыми должны были отработать бомбардировщики, которые при помощи АСП сбивали бы огонь и жар. Следом за ними танкеры Ил-76 и Бе-200 на бреющем полете заливали бы площади недавнего горения. И, наконец, вертолеты Ми-26, Ми-8 и Ка-32П с низкого висения точечными сбросами воды должны были окончательно ликвидировать последние очаги возгораний.

При хорошей организации даже несколько эшелонов такого коврового огнетушения, дающего стопроцентный результат, по расчетам, занимали бы не больше часа. А сейчас на изматывающую и зачастую безрезультатную борьбу с огнем ушло больше месяца при огромных финансовых затратах и неясном финале.

В 2005 году Госуправление "Авиалесоохрана" рассматривало вопрос о закупке этих бомб. Вопрос висит в воздухе до сих пор. МЧС вроде бы тоже склонялось к закупке такого противопожарного вооружения, но так и не склонилось. ВВС и вовсе забыли про старый вариант использования "водяных бомб" в качестве учебных. Госзаказа на АСП-500 не появилось. А значит, нет серийного производства и в арсеналах противопожарных бомб тоже нет.

Наверное, у потенциальных заказчиков были какие-то сомнения, какие-то замечания к конструкции и эффективности АСП-500. Но ведь все это решаемо. Правда, если решать, а не ждать годами, когда разработчик за свой счет все сделает и на блюдечке покупателю принесет. Так бывает в рыночных сказках, а не в реальной жизни. Во всем мире перспективные разработки финансируются еще на стадии проектирования в том числе и потенциальными покупателями. А главными, если не единственными, покупателями авиабомб АСП-500 могут быть только государство и его соответствующие структуры.

Удивительно, но и в это критически жаркое лето о противопожарных авиабомбах вспоминают пока еще только журналисты.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию



Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer